Перед прочтением рекомендуется принять упаковку-другую ЭтоДругина-Форте.
Статья The Washington Post, перевод с английского Яндекса
Прокурор Международного уголовного суда Карим Хан выступил на пресс-конференции в Боготе 25 апреля. (Луис Акоста/AFP/Getty Images)
Если вы хотите увидеть, насколько прокурор Международного уголовного суда вышел из-под контроля, подумайте вот о чем: Карим Хан не только добивается предъявления обвинений премьер-министру Израиля Биньямину Нетаньяху за ведение войны в Газе, он угрожает судебным преследованием членам Конгресса, которые противодействуют незаконным усилиям МУС чтобы предъявить обвинение израильскому лидеру.
24 апреля группа сенаторов во главе с Томом Коттоном (республиканец от Арканзаса) направила письмо, в котором предупредила Хана о том, что любая попытка судебного преследования израильских чиновников будет “незаконной и не имеющей правовой основы”, поскольку “ни Израиль, ни Соединенные Штаты не являются членами МУС и, следовательно, не входят в предполагаемую компетенцию юрисдикции вашей организации". Коттон добавил, что Конгресс истолкует ордер на арест Нетаньяху “не только как угрозу суверенитету Израиля, но и суверенитету Соединенных Штатов”, что приведет к “суровым санкциям против вас и вашего учреждения”.
Прокуратура Хана отреагировала на это заявлением, в котором говорилось, что, когда “отдельные лица угрожают принять ответные меры в отношении Суда или его персонала... такие угрозы, даже если на них не принимаются меры, могут также представлять собой преступление против отправления правосудия в соответствии со ст. Статья 70 Римского статута”, которая “недвусмысленно запрещает как "выдвигать обвинения против должностного лица Суда в связи с обязанностями, выполняемыми этим или другим должностным лицом", так и "оказывать давление, запугивать или оказывать коррупционное влияние на должностное лицо Суда с целью принудить или убедить должностное лицо не выполнять или ненадлежащим образом исполнять свои обязанности”.
Задумайтесь об этом: Хан считает, что у него есть право предъявить обвинение Нетаньяху. Коттон, а так же спикер Палаты представителей Майк Джонсон (республиканец) и другие члены Конгресса добиваются введения новых санкций в отношении должностных лиц МУС, которые проводят расследования в отношении граждан США или союзников. Как сказал мне Коттон в интервью подкасту, Хан - “прокурор, который хоть и правильно мыслить, но не понимает, что сейчас это не серьёзно, и сам угрожает своим критикам судебным преследованием, полностью игнорируя принципы свободы слова”.
Хан не обладает юрисдикцией преследовать членов Конгресса - или каких-либо американцев - в судебном порядке, поскольку Соединенные Штаты не являются участником Римского статута, на основании которого был создан МУС. И тот факт, что он осмеливается угрожать американским законодателям, выполняющим свои обязанности в качестве избранных представителей американского народа, показывает, почему его мошеннический трибунал должен быть приведен к порядку.
Этот позорный момент назревал четверть века. В декабре 2000 года мой бывший начальник, председатель сенатского комитета по международным отношениям Джесси Хелмс (республиканец от Северной Каролины), предупредил в газете “Гаарец”, что Израилю не следует присоединяться к МУС, потому что у суда “будет независимый прокурор, не отвечающий ни перед каким государством или учреждением за свои действия", который в один прекрасный день может возбудить "уголовное дело" и будут предъявлены обвинения израильским солдатам, их командирам и правительственным чиновникам, вплоть до самого премьер-министра”.
Чтобы устранить эту опасность, Хелмс ввел Закон о защите американских военнослужащих, призванный наказать суд за любые попытки преследования граждан США или союзников. Сенат одобрил эту меру подавляющим большинством в 75 голосов против 19 (на тот момент сенатор Дж. Джо Байден был среди "против") и был подписан в 2002 году президентом Джорджем Дж. Бушем-младшим. Таким образом, Сенат не только не ратифицировал договор о Международном уголовном суде, но и недвусмысленно уполномочил президента использовать “все необходимые средства” для защиты граждан США и союзников от судебного преследования МУС.
То, что Хан делает сегодня, “в точности соответствует тому, что Джесси Хелмс предсказывал несколько десятилетий назад про этот суд”, - сказал Коттон. Тогда сторонники суда заверяли критиков, что его обвинители сосредоточат свое внимание на грубых нарушениях прав человека мировыми диктаторами, а не на демократиях с надежными и прозрачными правовыми системами, способными контролировать своих собственных граждан.
Они были неправы. Хан не предъявлял обвинений китайскому диктатору Си Цзиньпину, который проводит геноцид против уйгуров. Он также не предъявлял обвинений верховному лидеру Ирана аятолле Али Хаменеи или сирийскому диктатору Башару Асаду. Но он нацелился на Нетаньяху, лидера демократии с беспристрастной системой правосудия, которая привлекает к ответственности своих собственных лидеров, о чем свидетельствует тот факт, что Нетаньяху был обвинен в коррупции.
Международный уголовный суд уже пытался преследовать американцев. Коттон отмечает, что, когда Дональд Трамп был президентом, предшественник Хана объявил о расследовании предполагаемых военных преступлений, совершенных вооруженными силами США в Афганистане. “Трамп устроил давление на них, - говорит Коттон, - он аннулировал американскую визу прокурора, ввел санкции против других руководителей МУС и назвал суд угрозой для Соединенных Штатов”. Но после вступления в должность “администрация Байдена отменила все те действия, которые предпринял Дональд Трамп”. Они осознают, какой ошибкой это было.
Санкции - это всего лишь один из способов привлечь Международный уголовный суд к ответственности. Другой вариант, обсуждаемый на Капитолийском холме, заключается в том, чтобы квалифицировать как федеральное преступление для должностных лиц МУС - или любого лица, действующего по запросу МУС, - предъявление обвинений, арест, задержание, судебное преследование или заключение в тюрьму американца, а также персонала любого союзника США из страны, не являющейся участником Международного уголовного суда и не подписавших Римский статут, если их правительство обратится за защитой к Соединенным Штатам. Коттон также предполагает, что можно было бы предъявить Хану обвинение в соответствии с существующими законами, например, запрещающими материальную поддержку терроризма.
“Карим Хан может оказаться под прицелом американского прокурора в следующем году, когда будет назначен новый генеральный прокурор, который действительно поставит интересы Америки на первое место”, - сказал мне Коттон. “Если он думает, что выписать ордер на арест Биньямина Нетаньяху, чтобы тот не мог выезжать за границу, - это все забава и игры, может быть, ему стоит попробовать свое собственное лекарство”.