- Гриша, дорогой, не узнаю тебя! - воскликнул Совков, поправляя очки в толстой оправе. - Ты всегда так хлёстко писал о России, а тут - срезался. Нет-нет, не спорь! Срезался!
Главный редактор интернет-издания «Мрачная Россия» Совков отложил черновик статьи, потёр лысину и, подперев ладонью рыхлый подбородок, задумался. Он был убеждён, что его издание катится в пропасть. Всё началось с признания «Мрачной России» иноагентом и включения Совкова в перечень экстремистов и террористов. Затем из-за сокращения финансирования из западных фондов пришлось переехать в окраинные трущобы Риги. И возвращения к прежней роскоши в виде кофемашины в личном кабинете не предвиделось.
Последней надеждой Совкова остался Гриша Сонин, скудоумный, но преданный малый, работающий буквально за еду. Его хобби - ночной просмотр низкобюджетных фильмов ужасов, содержание которых он пересказывал в своих статьях - помогало ему выдавать читателям всякий вздор за российскую действительность. Но последняя статья, над которой Гриша трудился месяц, и которая, по мнению Совкова, могла бы вернуть изданию былое благосостояние, вышла провальной.
- Гриша, я не чувствую атмосферы концлагеря! - тыкал Совков толстым пальцем в листы. Гриша сидел перед редактором и хлопал белёсыми ресницами.
- В стране - концлагерь, понимаешь?! - не унимался Совков. - Никого не выпускают, беззаконие, орудуют спецслужбы! Людей хватают на улицах и отправляют на убой на фронт. А у тебя? Беспилотник упал в поле? Кстати, как у тебя со здоровьем? - вдруг спросил Совков. - Хронических заболеваний нет? - Нет, - неожиданно басом ответил щуплый Гриша. - Это хорошо! - обрадовался редактор и встал, чтобы размять ноги. - Но мне понравился эпизод встречи военнослужащих и мирных граждан. Сам придумал или из фильма взял? - Сам, - глупо улыбнулся Гриша и покраснел. - Уу, мой садист! - потрепал Совков журналиста. - Но этого мало. Тебе бы фактуры набраться, побывать в среде ужаса и кромешного ада. Тогда люди будут читать и верить: вот это и есть современная Россия. - Так, где же мне всё это найти? - пробубнил Гриша. - В России меня сразу арестуют. - Решительные времена требуют решительных мер, - уверенно сказал Совков, подойдя к окну и посмотрев на мрачный и грязный переулок. - Это я к тому, что тебе следует отдохнуть, развеяться. Поездить по Европе.
Гриша ухмыльнулся.
- Поездить по Европе? С российским-то паспортом? Из-за него на меня косо смотрят и счёт в банке открыть не дают! - Вот здесь ты прав! - подхватил редактор. - Это дело серьёзное. Поэтому для тебя, как для ценного сотрудника, я кое о чём договорился. - Премия? - заволновался Гриша. - Можно и так сказать… - пространно ответил редактор. - Приходи завтра пораньше, будут европейские чиновники, они тебя и поздравят.
На следующий день радостный Гриша вошёл в редакторский кабинет, где его встретили довольный Совков и два странных незнакомца в дорогих, но чрезвычайно узких пиджаках. Лица гостей выражали мрачную тупость, отчего Гриша смутился, но не растерялся, предвкушая приятный сюрприз.
- Дорогой Гриша, - начал Совков, поднимаясь из-за стола. - Я договорился с этими господами о твоём будущем в Европе. Теперь ты избавишься от гнёта российского авторитаризма и станешь полноценным европейцем.
Гриша заулыбался. Чиновники тоже поднялись.
- Тебе будут доступны европейские образование и медицина, ты сможешь ездить без ограничений в 148 стран мира!
Гриша заулыбался ещё сильнее.
- Тебя ждёт европейская пенсия, права человека и прочие блага западной цивилизации. И всё благодаря этим господам. Ты мечтал об этом?
Гриша кивнул.
- Тогда позволь в торжественной обстановке вручить тебе заветный документ!
Совков достал из стола паспорт Украины. Не понимая, что происходит, Гриша взял в руки синюю книжицу. И как только это случилось, европейские чиновники, что-то крича на украинском и грязно матерясь по-русски, подхватили несчастного Гришу и понесли к выходу. Провожая их, редактор успел крикнуть своему журналисту вдогонку:
- Фактуры на фронте наберись! Почувствуй атмосферу концлагеря! Иначе про мрачную Россию мы ничего не напишем!