Пятничный лонгрид на выходные: Константин Леонтьев о братушках

Sep 22, 2023 17:43



Чисто случайно при навигации в мутных водах рунета волны прибили к моему утлому челноку бутылку ямайского первача с кипой пожелтевших исписанных бумаг, оказавшихся рукописью русского консервативного философа Константина Леонтьева. Статья называется "Панславизм и греки", включена в сборник "Восток, Россия и славянство" и написана аж за пять лет до большой исторической ошибки Александра II освобождения ряда славянских народов от турецкого ига в 1878 году в результате нелёгкой русско-турецкой войны.
Цитирую во фрагментах и под катом, однако настоятельно рекомендую сообщникам прочесть текст целиком, несмотря на его размер. Он бойко написан, информативен и демонстрирует изрядную прозорливость Леонтьева в отношении будущей судьбы, modus vivendi и вообще повадок наших "православных" т.наз. "братушек". В контексте всего, что произошло с тех пор и происходит сейчас на южно-славянских территориях, изучить текст целиком будет весьма полезно всем.

Итак: Панславизм и Греки
(Русск. Вестн. 1873.) I. Январь, 1873, Царьград. Я только что возвратился из путешествия по Македонии... Печальное ожесточение Греков и Болгар друг против друга, сильное всюду, сильное, к несчастию, издавна, здесь, в Царьграде, принимает более яркие краски…

...Из всех провинций, где Греки живут или только встречаются с Болгарами, приходят сюда известия о непрерывной и пламенной борьбе: то Болгары оскорбляют Греков, собравшихся служить в Рущуке греческую особую обедню; то Греки в газетах доносят на какие-то болгарские замыслы против Турции; то Courrier d’Orient стращает Турцию панэлленизмом; то в Тульче в кофейнях драки между молодежью, какой-то молодой Грек Каравиас оскорбляет Болгар; то из Серреса раздаются греческие вопли, что богатые купеческие семьи, считавшиеся до сих пор эллинскими, переходят на болгарскую сторону. Греческое духовенство требует, чтобы болгарское переменило камилавки. Болгары негодуют, будто бы Патриарх хочет, чтобы Порта велела Болгарам носить камилавки красные, для большего позора. В одном македонском городе умирает молодой Болгарский учитель; в народе проходит слух, что его отравили греки. Клевет, гнева, жалоб пристрастных, - с обеих сторон потоки! Однако ум беспристрастный, не подкупленный страстями борьбы, может, мне кажется, становясь попеременно и искренно то на место Болгар, то на место Греков, понять и тех и других и, соглашаясь, конечно, что Болгары несравненно правее, объяснить и даже извинить в некотором смысле отчаяние Греков. Богатые населенные страны ускользают из рук их племени, гордого, энергического, умного и трудолюбивого. Эллинизация Балканского полуострова - «великая идея» - становится невозможностью...

...Однако на чем, скажите мне, основан гнев эллинской, так называемой, интеллигенции против России? Почему Русские должны быть во всём заодно с Болгарами? Быть может, полная солидарность Русских с Болгарами не была бы выгодна ни тем, ни другим. Где доказательство, наконец, этой полной солидарности? На чем основывают Греки свои опасения? Что значит для них слово «панславизм»?... ...Болгары думают совсем не то, они думают совсем иначе. Болгары говорят себе так: «Обведем около нашей отсталой, бедной, но молодой и сильной духом народности волшебный круг неприкосновенности. Отпадем прежде всего от греков; оградим себя потом от сербских притязаний и от того, что нам покажется излишним в русском влиянии. Вот нам что нужно. Что касается турок, то они всех менее опасны. Иноверный и инородный мусульманин может вредить нам менее, чем кто-либо. Он может вредить лишь вещественно..."

...У Славян нашего времени, по крайней мере, пять-шесть наций, из которых большая часть не жили почти вовсе самобытною государственною жизнью, ибо у большинства этих отдельных наций государственная жизнь была прервана в начале развития иноземным завоеванием. /.../ для России завоевание или вообще слишком тесное присоединение других Славян было бы роковым часом ее разложения и государственной гибели. Если одна Польша, вдобавок разделенная на три части, стоила России столько забот и крови, то что же бы произвели пять-шесть Польш? /.../ Потрудились ли Греки подумать обо всём этом?

...Между прочим, важный вопрос, могущий поселить несогласие между славянами, с одной стороны, и Русскою Империей - с другой, есть вопрос о государственной форме России. Соприкасаясь беспрестанно в тысяче мелких ежедневных интересах с Россией, Славяне не остались бы равнодушны к той государственной форме, в которую вылилась политическая жизнь русского племени. Задача в том: будет ли им нравиться эта форма? Например, насколько теперь мы знаем Славян и австрийских, и турецких, они все конституционалисты. В России же много людей, которые находят подражательный конституционализм своего рода предрассудком. Они находят, что конституционализм естествен и благотворен только в Англии, где он выработался не путем философствования и подражания, а, так сказать, наивно или эмпирически, ибо англичане имели все задатки его дальнейшего существования еще в то время, когда они были так же просты и неразвиты, как нынешние Албанцы со своими беями...

...Неудержимое расширение России в Азии - расширение, которое не только не ослабевает, но, напротив, усиливается после всякого урона или разочарования нашего на Западе, - также будет всегда требовать сильного сосредоточия не жизни и быта, как во Франции, а лишь государственной, высшей политической власти... У юго-западных Славян иное положение. Куда без нас будут расширяться эти другие Славяне? А жить с нами, под знаменем нашего давнего, последовательного, многотрудного исторического развития, они, ничем пред историей не обязанные народности, свободные от высших исторических задач, вероятно, не захотят...

Ссылка: https://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leontev/vostok-rossija-i-slavjanstvo/1#source

теория перемог, русская правда, Россия должна

Previous post Next post
Up