В рамках переговорной дипломатии стороны формулируют позиции, а потом долго торгуются, сближая их до состояния взаимоприемлемого компромисса. В рамках дипломатии конфронтационной стороны также вначале формулируют позиции (но уже не за закрытыми дверями, а публично)
Цель двояка. Во-первых, оппонент получает последний шанс вернуться к состоянию переговорной дипломатии, заявив о готовности снять самые существенные из заявленных озабоченностей и начать обсуждение остальные. Во-вторых, третьи заинтересованные страны получают возможность присоединиться к одной из противостоящих сторон (или не присоединиться ни к какой). То есть, начинается неформальное формирование противостоящих блоков.
Нынешнее противостояние России и Запада прошло три публичных этапа.
Первый - Мюнхен 2007 года. Путин заявляет о том, что выстроенная Западом геополитическая система не устраивает Россию, ведёт к неизбежной конфронтации и предлагает пересмотреть основы международных отношений, на основе учёта жизненных интересов всех участников процесса. Запад смеётся.
Второй - с августа 2008, по февраль 2022 года. Россия начала вооружённой силой защищать свои национальные интересы, постепенно очерчивая зону своего исключительного влияния, необходимую для обеспечения безопасности российского государства от агрессивной политики Запада. Запад перестал смеяться и попытался заняться активным противодействием, постепенно поднимая ставки до порога европейской войны.
Третий - начался в феврале 2022 года и продолжается до сих пор. При этом сама спецоперация является типичным механизмом второго этапа, но далеко превосходящим всё, что было ранее по объёму задействованных ресурсов и по геополитическим последствиям. В результате начался типичный переход количества в качество. В процессе спецопреации российско-китайское взаимодействие всё сильнее обретало блоковые черты и всё более ярко выраженный антизападный характер. На этом же этапе развернулась непубличная борьба Запада с российско-китайским блоком за союзников. Неожиданно для себя Запад начал эту борьбу проигрывать.
Выступая в ООН, 24 апреля 2023 года, министр иностранных дел России Сергей Лавров сформулировал теоретическую базу третьего этапа, предложил идейную основу формирования уже не антизападного союза, а постзападного мира.
До сих пор, в том числе и в ходе последнего визита Си Цзиньпина в Москву, мы говорили о том против чего мы боремся. Что же до прекрасного нового мира, он выглядел почти так же туманно, как светлое коммунистическое будущее. Он должен был стать более справедливым, многополярным, обеспечить более полный учёт интересов всех участников процесса международных отношений.
Всё это было приятно и красиво, но непонятно было кто и как собирается этот прекрасный новый мир строить. Теперь понятно.
С трибуны ООН - всё ещё главной политической и дипломатической трибуны человечества, находящейся в самом логове Запада, в Нью Йорке (США), в присутствии полномочных представителей всех стран в лицо Западу заявлено, что он больше не гегемон, не имеет права и не будет говорить от имени всего человечества. Россия с союзниками больше не борется с Западом за собственную сферу влияния в рамках западной модели, а очерчивает Западу его собственную зону исключительных интересов, совпадающую с территориями стран-членов проамериканских союзов, но исключающую большую часть территории планеты.
Теперь вместо западного мира и российско-китайской автономной зоны исключительных интересов, констатируется наличие двух противостоящих блоков и нейтральных территорий, на которых и за которые идёт борьба между блоками. Российско-китайский мир заявил о готовности расширения своей модели на всю планету и на закрытие осколков Запада в маргинальную автаркию, которая в перспективе (после необходимой моральной чистки) также будет интегрирована в новую глобальную систему международных отношений.
Украинский кризис и кризис в Азиатско-тихоокеанском регионе Россия и Китай рассматривают как единый геополитический вызов - в неразрывной связи с общей геополитической ситуацией и друг с другом. Соответственно шансов разбить российско-китайский союз и разбираться с каждым из своих геополитических оппонентов по-одиночке у США и коллективного Запада нет.
Россия приняла западные правила игры в части отменившей правило невмешательства во внутренние дела. Указывая на опасную тенденцию расширения финансово-экономической глобальной агрессии Запада, подведшей мир к опасной черте, Лавров также говорит о нарастающей тенденции Запада к нарушению прав человека и подавлению инакомыслия на своей собственной территории. Эти проблемы рассматриваются как взаимосвязанные. Это означает, что проблема прав человека на Западе отныне становится инструментом российской внешней политики. Запущенный в своё время Западом бумеранг вернулся.
Ну и самое главное. Подчёркнуто намеренное блокирование Западом нормальной работы международных организаций, включая ООН, стремление извратить принципы их деятельности и поставить эти организации себе на службу. В связи с этим Лавров призвал Генсека ООН устранить перекосы в работе аппарата организации. Однако данный раздел его выступления следует рассматривать гораздо шире. Речь идёт о требовании России пересмотреть принципы работы международных организаций, сложившиеся за десятилетия американской гегемонии.
Гегемонии больше нет и любая международная организация, желающая сохранить свой статус, должна это учитывать. В противном случае, незаменимых у нас нет - всегда можно создать альтернативные структуры.
24 апреля 2023 года с трибуны ООН министр иностранных дел России Сергей Лавров объявил о создании прекрасного нового мира, альтернативного умирающему миру Запада. Все желающие, включая и членов западного сообщества государств, могут присоединиться к этому проекту, если примут задекларированные в выступлении Лаврова и более ранних выступлениях Путина и Си Цзиньпина, имманентные нашему миру традиционные ценности.
Кто не согласен - будет оттесняться в свой маргинальный угол. Россия и Китай готовы договариваться, но активное противодействие Запада готовы также ломать военной силой. Монополия Запада в международных организациях отменяется. Организации, которые не захотят или не смогут принять новые правила игры, столкнутся с тем, что им будет создана альтернатива. В альтернативные структуры войдёт большая часть наличных государств, в тех, которые захотят играть по правилам США, останется только часть Запада.
Цель, направление действия, механизмы реализации проекта - всё предельно понятно. Заодно косвенно дан ответ нетерпеливым отечественным сторонникам "добра с кулаками", десятилетиями требовавшим, чтобы Россия хлопнула дверью и покинула те организации, где её обижают.
Именно такой реакции добивались от Москвы США, надеясь показать, что Россия изолирована, что её настолько никто не поддерживает, что она даже вынуждена в одностороннем порядке покидать международные организации, встречаясь с коллективной обструкцией "всего цивилизованного человечества". Вместо того, чтобы идти на поводу у США и отечественных экстремистов от дипломатии, считающих, что дипломатические ведомства существуют только для того, чтобы по поводу и без повода войну кому попало объявлять, Россия, в трудных условиях, преодолела неблагоприятную для себя расстановку сил, изменила ситуацию в свою пользу и перешла в наступление.
Сейчас, как уже было сказано, международные организации поставлены перед выбором: встроиться в параметры российско-китайского прекрасного нового мира или отправиться в маргинальную нишу. На следующем этапе выбор будет необходимо сделать уже американцам: будут они "хлопать дверью" или станут играть по новым правилам, написанным без их участия, поскольку когда им предлагали вместе поработать над параметрами нового мира, они смеялись и чванились своей гегемонией.
Теперь ситуация сложилась таким образом, что уже в ближайшей перспективе США и их ближайшие союзники могут либо принять новые правила игры, либо стать странами-изгоями.
Всё, как хотели в Вашингтоне, только наоборот.
https://cont.ws/@ishchenko/2537551