Подробнее о сегодняшних высказываниях Президента Литвы здесь:
https://peremogi.livejournal.com/57442848.html Статья двух литовских археологов, которая опровергает некоторые догмы традиционной историографии, где рассказывается что языческая Литва приняла христианство только в 1387 году, а до этого якобы литовцы верили исключительно в Перкунаса, Рагутиса и прочих выдуманных историками Лайм и Милд. Писать об этом напрямую нельзя, поэтому они продолжают параллельно рассказывать сказки про неких мифических литовских язычников.
Р. Йонайтис, И. Каплунайте Многокультурный Вильнюс. Сосуществование двух христианских конфессий на раннем этапе развития города, с. 283 - 304. // Elite ou Egalité… Северная Русь и культурные трансформации в Европе VII-XII вв. / отв. ред. Н. И. Платонова. - СПб. : Издательский дом «Бранко», 2017. - 312 с.
2017-Elite.pdf - PDF document
На самом деле уже в середине 13 века, литовцы были православными - об этом до сих пор археологи не решаются писать, а продолжают делить местное население на каких-то мнимых язычников и приезжих православных. Раскопки некрополей 13-15 веков в Кернове (в Кривейкишках) и в Вильнюсе (в районе улиц Бокшту и Ишганитойо-Спасской) свидетельствуют, что никаких других жителей, кроме православных на начальном этапе развития городов (13 в.) не было, следов трупосожжения язычников не обнаружено. Зато православных захоронений только в районе улиц Бакшты-Спасской, в том числе и в подвалах жилых домов (весь этот квартал построен на костях, представляю сколько их было выброшено строителями), обнаружено за 10 лет раскопок около 700 и все ногами на восток, так же, как по преданию был похоронен Христос в пещерной могиле. Напомню, что 13 век - это задолго до официального крещения в 1387 г. и до первого упоминания Вильны в 1323 г. в письмах Гедимина.
Кроме того вся ранняя литовская христианская терминология - сплошное заимствование из древнерусского языка : Кучос-кутья, Великос-Великдень-Пасха, Каледос-колядки, Ужгавенес-Заговенье-Масленица, название дней недели - понеделис, утарникас, середа, червергас, петнича, субата, неделя - так до сих пор говорят литовцы, живущие в белорусских анклавах или в литовской глубинке.
Подробнее в статье:
З. Зинкявичюс. К истории литовской христианской терминологии восточнославянского происхождения, стр. 131-139.// Балто-славянские исследования. 1983. Москва, с. 131-139. Есть довольно правдоподобная версия того, что и имена литовских князей и знати - это лишь искажённые народным произношением фамильярные формы христианских имён - Ягайло-Яга-Яка-Яков, Кейстут-Кынстут-Константин, Витовт-Витюта-Викентий, Гаштовт-Гашута-Гавриил и т.д.
Подробнее в статье:
Опыт объяснения имен Князей Литовских. В.Н. Юргевича 1881 Восточнохристианские имена древних литовцев сохранились и во многих современных литовских фамилиях:
Астопас - от Евстафий, Черешка - Терентий, Каткус - Феодор, Курила - Кирилл, Луска - Власий, Лянькюс - Леонид, Лесис - Александр, Макнис - Епимах, Мелешка - Емельян, Мицис - Дмитрий, Пакамас - Пахомий, Панас - Афанасий, Поцюс: Пац - Ипатий, Працис - Протасий, Прачкис - Прохор, Рацкис - Родион, Валатка - Владимир ...
Источник информации: З. Зинкявичюс К истории литовских личных имен восточно-славянского происхождения // Балто славянские языковые контакты. - Москва, 1980, с. 151-156.
А теперь, после моего вступления, несколько фрагментов статьи (с. 283 - 304), полностью все желающие смогут прочесть самостоятельно («Civitas Rutenica» - это на латыни «Русский город»):
3. Появление христиан в Вильнюсе
Можно предположить, что первыми в Вильнюсе появились православные. Как мы уже упоминали, православие было более популярно среди литовцев в силу агрессивной политики по распространению католичества, которую проводили орден крестоносцев и его Ливонская ветвь (Nikzentaitis, 1996. Р. 22). Более тесные соседские отношения с Русью должны были предопределить и раннее проникновение православных в Литву. Так позволяет думать пример Кернаве, где во второй половине XIII в. уже, скорее всего, присутствовала православная община. О раннем появлении православной общины в Вильнюсе свидетельствуют радиоуглеродные данные по могильнику на улице Бокшто, 67. По этим данным, хоронить здесь начали уже в третьей четверти XIII в. В то время как появление католиков в городе может быть датировано не ранее последнего десятилетия XIII в. (Kaplunaite, 2015. Р. 39-41).
Главным различием в характере появления двух христианских общин в городе служили те обстоятельства, по которым христиане переселялись в Вильнюс. Для католиков нужно было приглашение князя, что и отразилось в знаменитых «письмах Гедимина». Католикам требовались гарантии: Рижское право, свобода вероисповедания и пр. В то же время православные прибывали в Вильнюс и без особого приглашения, как подданные великого князя, как его люди. Известно, что в пору правления Гедимина под власть Литвы попала часть русских земель и городов - Волынь, Витебск, Полоцк и др. (подробнее см. Rowell, 2001. Р. 89-93). Православные и католики селились в Вильнюсе по инициативе великого князя, с его разрешения, как люди, нужные городу и князю. Однако подход к этим двум общинам был разный. Православные считались подданными великого князя, а католики - иноземцами. Тем более численность католиков была гораздо меньше, и им требовалось покровительство великого князя, гарантии безопасности. Ведь это были времена постоянной военной конфронтации с орденом.
Поселившись в языческом городе, и православные, и католики неизбежно воздействовали на социальное, конфессиональное, политическое, экономическое пространство и урбанистическую структуру - городской план. Православные принесли с собой ремесленные навыки и знания. Эти знания особенно четко прослеживаются в ювелирном деле - в появлении новых технологий обработки цветного металла. К таковым относится, к примеру, техника тиснения. Изделия, изготовленные при помощи этой техники (бляшки от головных венчиков), найдены в Вильнюсе, Кернаве и периферийных могильниках Литвы. Влияние православия в наибольшей степени проявлялось в повседневном быту (Nikzentaitis, 1996. Р. 32).
Считается, что к православным в Литве относились толерантно. Например, все братья Тройдяня, а также и сестра Гедимина были православными (Jonaitis, 2013. Р. 21). Выдвигается предположение, что еще до официального крещения Литвы в 1387 г. немалая часть жителей Вильнюса исповедовали православие (Jonaitis, 2013. Р. 21).
4. Локализация христианских общин в Вильнюсе
Места поселения православных и католиков на раннем этапе развития города были различны. В конце XIII - начале XIV в. в Вильнюсе была заселена гора Гедимина с подножиями и Кривой город (Vaitkevicius, 2010. Р. 56.), а на территории нынешнего старого города только восточная его часть - «Civitas Rutenica» (Jonaitis, 2013. Р. 29-30). В указанный период эта территория, заселенная православными, являлась самым удобным местом для проживания в развивающемся городе: сравнительно недалеко от княжеского замка (500 м), т. е. возле гаранта безопасности, в стороне от территории, заселенной язычниками. Именно здесь был перекресток дорог разных направлений. Грунтовые воды в этом месте стояли высоко, и не было проблем с колодцами.
Лучше всего территорию, заселенную православной общиной, маркируют церкви11. Они строились по периметру населенной территории. В начале XIV в. строятся первые 3 церкви на территории «Civitas Rutenica», которая на начальном этапе напоминала треугольник, ядро Русского конца. Площадь самого раннего «Civitas Rutenica» была примерно 1,7 га. По материалам новейших исследований на могильнике по ул. Бокшто (находки, стратиграфия, радиокарбонные данные), можно утверждать, что на этом месте начали хоронить уже во второй половине XIII в. Тем временем начальное заселение «Civitas Rutenica» датируется первой половиной XIV в. (т. е. на этой территории не только существовал могильник, но и прослеживается формирование культурного слоя). Итак, ядро «Civitas Rutenica» как бы втиснуто между местонахождениями самого раннего культурного слоя на территории старого города. Его изначальную территорию маркировали 3 церкви - Св. Параскевы (Пятницкая), Пресвятой Богоматери и Св. Николая (Успения) (Jonaitis, 2011. Р. 113-114).
В первой половине - середине XIV в. еще нет никакого основания говорить о какой-либо активной деятельности католической общины в городе. В данный период, особенно когда к власти пришел великий князь Ольгерд, в Вильнюсе заметна большая активность православной общины. Это время можно считать золотым веком «Civitas Rutenica». Наибольшему развитию Русского конца и пику строительства церквей способствовала не только проводимая Ольгердом политика восточного направления, но и то, что обе его жены были православными - Мария Витебская и Ульяна Тверская12.
Большие изменения в Вильнюсе наблюдаются с середины - третьей четверти XIV в. Именно в этот период происходит более интенсивное освоение территории нынешнего старого города Вильнюса (а не только его восточной части - «Civitas Rutenica»). Тогда же можно говорить о появлении католического пригорода «на Песках», так называемого «Немецкого города» (подробнее см. Каплунайте, 2015. Р. 49-53). [иностранев на Руси всегда называли «немцами», от «немой», говорящий на непонятном языке]
6. Католики - православные
Археологический и геологический материал показывает, что между христианскими общинами существовали четкие границы. Например, хорошо прослеживается граница между западной и восточной частями города. Она совпадает с упомянутой выше дорогой южного - северного направлений (территория Вильнюсских замков - Рудининкай, Мядининкай). С середины XV в. в центре ее стал действовать Вильнюсский торг на Ратушной площади. Ратушная площадь становится главным торгом Вильнюса и центром всеобщего притяжения. Она также отражает воздействие разных конфессий на городской план. Площадь объединяет (или различает) пространства между католической частью города на западе и православной частью на востоке. Как показывают археологические данные, эти два района на протяжении всего XV в. приближаются друг к другу, но так и не сливаются воедино (Каплунайте, 2011).
Правда, нельзя точно сказать, существовал ли указ, регламентирующий локализацию христианских общин в городе, или границы были естественными, т. е. сами общины придерживались безопасного расстояния от представителей другой веры. С другой стороны, тот факт, что Русский конец за все время своего развития не перешагнул нынешнюю улицу Пилес (бывшую дорогу северного - южного направлений, ведущую от/к территории замков), указывает на то, что, возможно, его развитие было все-таки регламентировано (подробнее см. Vaitkevicius, 2010; Jonaitis, 2013).
7. Христиане - язычники
Православие было близко литовцам - немалая часть правящей элиты того времени сами были православными. Это подтверждается тем фактом, что слой старейшей христианской терминологии литовского языка состоит исключительно из русских заимствований (Gudavicius, 1999. Р. 187).
Другим фактором, который позволил язычникам толерантно относиться к католикам, было то, что в период до официального крещения Литвы католиков в городе было очень мало. Небольшая группа людей не должна была выглядеть опасно. Православных в городе было намного больше, однако, как мы уже упоминали, они воспринимались как свои, как княжеские подданные, да и само православие для литовцев было более близкой религией.