Из истории Галицкой Руси

Feb 07, 2021 22:31

«Я должен посвятить все свои силы на служение своей родине - Карпатской Руси, как небольшой составной части обширного русского мира»

7-го февраля 1833-го года в селе Погореловка (Погороловцах) на Буковине родился Василий Дмитриевич Залозецкий, русинский писатель. Первые годы своей жизни он провел в селе Княжьи, где отец его был приходским священником. В.Д. Залозецкий рос под благотворным влиянием матери, которая сумела внушить своему сыну христианское отношение к людям и любовь к науке и литературе.



По получении образования (в Коломые, Червонцах, Львове и Вене), В.Д. Залозецкий был в 1858г., рукоположен в священники и принялся со всем жаром молодого сердца за служение родному народу. Прежде всего, нужно было бороться с страшным пьянством, которое приняло огромные размеры среди галицкого населения. В.Д. Залозецкий выработал с этой целью устав общества проповедников трезвости и обратился за его разрешением к львовскому митрополиту Иосифу Сембратовичу. Последний не только утвердил это доброе начинание, но кроме того постановил еще открыть ряд подобных обществ в разных местностях Прикарпатской Руси. Однако, полезная деятельность о. Василия продолжалась недолго, так как постоянные разьезды и проповеди по открытым небом надломили и без того некрепкое здоровье пастыря и заставили его совершенно отказаться от проповедничества. С тех пор началась другая, еще более плодотворная, работа В.Д. Залозецкого, но уже на поприще литературы. В 1861 году появилась его первая повесть "Не святоюрщина", которая сразу обратила на себя всеобщее внимание.

Из-под его пера вышло немало повестей, рассказов (как бытовых, так и исторических). В одной из лучших его работ, повести «Половецкая моленица» Залозецкий описывает историю любви галицкого князя Ярослава Осмомысла и Настасьи Чарговой во время противостояния государя с боярами. Они, собственно, сжигают затем женщину как "ведьму, околдовавшую князя", а сына послали в заточение.

"Если какой-либо угол Руси нуждается в исторической повести, то именно наша Галиция. Убыток народной жизни пополняется только давними, запыленными источниками. Их надобно отыскать и очистить. Если имя здешнего русского человека не должно быть только одним праздным словом, то подобает его огласить эхом давних, шумных былин. В выборе периода мне не представлялось трудностей.

Татарский период не прельщал, время польского господства не привлекало. Удары, нанесенные в это последнее господство подлинному русскому духу, способны навлечь на читателя только одни унылые думы, а мне хотелось ободрить сердце читателя. Этому отвечало только время Ярослава Осмомысла, время, к сожалению, короткое, но светлое, время расцвета Галиции, но уже и зарождавшегося тут же червя.

В лице этого знаменитого древнерусского государственного деятеля олицетворялись две роковые силы в самых капитальных чертах: одна вознесла Галицию почти из ничего до апогея силы, среди других русских земель, другая повергла её в ад нескончаемых бедствий. Даровитый строитель древних червенских городов построил своею государственною мудростью державу от Ряшева по Дунай; неверный супруг и жалкий отец крайне безнравственного сына, оставил державу в добычу крамоле, отучневшей в сенях его мятежного дома…

С личностью его вяжутся дни славы, с памятью его - дни унижения Галиции".

Кромe исторических повестей, и очерков из современной жизни, В.Д. Залозецкий написал еще несколько научных изследований: о "Слове о полку Игореве" и по славянской мифологии (о Бояне, языческом боге Велесе и т.п.).

Василий Дмитриевич Залозецкий ушёл в иной мир 2-го февраля 1915-го года в Горном в 82-летнем возрасте

русская правда

Previous post Next post
Up