Даже извозчик оказался бунтарем - делал разные замечания по части непобедимости австрийского оружия, вроде: "Так в Сербии, значит, наложили вам по первое число?" - и так далее.
Я. Гашек. Похождения бравого солдата Швейка.
Создается такое впечатление, что все, что не делалось в двуединой (чеш. Rakousko-Uhersko) Австро-Венгрии в ее последние годы, все было отмечено печатью вырождения.
Оказывается, они в 1914 году укомплектовали свой флот следующим образом: 34% хорваты и словенцы, 20% венгры, 16% австрийские немцы, 14% итальянцы, 11% чехи, словаки и русины, 4,6% поляки и румыны.
Офицерам приходилось говорить на 4 языках. Матросы должны были немного говорить по-хорватски и по-итальянски и понимать команды, отданные на немецком языке. Попробовал бы кто заговорить у них по-этрусски! Господа римские офицеры показали бы ему кузькину мать!. Наиболее образованные чехи и немцы служили в основном сигнальщиками и механиками, венгры - артиллеристами, хорваты и итальянцы - строевыми матросами и кочегарами.
Такой блядский цирк коктейль, разумеется, порождал де пизес напряженность. Например, словенцы гораздо меньше ненавидели сербов, чем своих соседей по кубрику мадьяр. Но пока был жив старый император Франц-Иосиф, эти шероховатости как-то сглаживались. Как только он помер, флот быстро развалился, попутно потеряв 2 новейших линкора и броненосец и не нанеся никакого ущерба противнику.
Вероятно, все таки существует магия имен. Наиболее эпический проеб умудрился осуществить за пару дней до капитуляции двуединой Янукович Янко Вукович де Подкапельски(!), временный командующий хорватским флотом.
31 октября 1918 бело-красный австрийский флаг был спущен в последний раз. Его заменили флаги новорожденного хорватского государства.
В ту же ночь немцы, венгры и чехи, входившие в состав команд кораблей, покинули базу и направились по домам. Хорваты принялись разорять винные погреба праздновать. Корабли были ярко освещены. Военно-морскую базу никто не охранял.
И именно эту ночь выбрали для повторной атаки. В мрачных морских глубинах упорно ползли в водолазных костюмах Агенты Кровавой Гэбни итальянцы, толкая перед собой торпеды...
После долгой и шумной возни, диверсанты заминировали флагманский линкор
Viribus Unitus и вспомогательный крейсер.
Утром(!) диверсанты были замечены, и подняты на борт линкора. Они сообщили ошарашенному капитану 1 ранга Янко Вуковичу де Подкапельски, что его флагман вскоре взорвется и посоветовали эвакуировать команду. Началась всеобщая паника и итальянцев сгоряча едва не линчевали.
Но Подкапельски приказал команде покинуть корабль, и предоставил итальянцев самим себе. В 6.30 мины под линкором и крейсером взорвались. Днище линкора было разорвано, он начал быстро оседать, а потом перевернулся и затонул. Каперанг Подкапельски погиб вместе с линкором.
Цитаты из книги Больных А.Г. Морские битвы Первой мировой: Трагедия ошибок.
Вопрос о том, знали ли итальянцы, что они идут на дело и собираются взорвать фактически уже не линкор противника, а корабль совсем другого флота, совсем другого государства, остается открытым и по сей день.
Напоследок образец черного юмора в исполнении англичан. Донесение патрульного корабля
HMS "Цикламен""Протаранил и потопил австрийскую подводную лодку. Экипаж почему-то говорит по-итальянски".
Оказалось, friendly fire.