Петр Порошенко в очередной раз сказал, что надеется вернуть Донбасс мирным путем. На этот раз срок отведен до конца 2016 года. Об этом президент сказал во время визита в Турцию. Это не первый прогноз о мирном восстановлении контроля над оккупированными территориями. Отсчет обещаниям Порошенко можно вести с весны 2014 года. Тогда, еще находясь в статусе кандидата в президенты, он говорил, что АТО будет длиться часы, а не месяцы. Скоро пройдет два года с даты начала операции, но нет сколько нибудь утешительных прогнозов о ее окончании.
MIGnews спросил у экспертов, как Петр Порошенко сможет вернуть Донбасс мирным путем в такие сжатые сроки?
Олег Соскин, директор Института трансформации общества:
- Главный элемент мирного возврата частей Луганской и Донецкой областей - контроль над границей. Если его установить, то все просто. Всем военформированиям и российским войскам предлагается уйти, а всем желающим - отправиться в Россию. Потом проходит люстрация, некоторые элементы амнистии. У нас уже есть закон о военных администрациях, так что потом можно проводить выборы. Вариант есть, но добиться его воплощения невозможно.
Еще одно мирное решение вопроса - возврат к Будапештскому меморандуму. Нужен другой формат ведения переговоров. Боевики не должны быть его субъектом, а переговоры должны вестись с Россией, Великобританией, США и нашими соседями и партнерами: Венгрией, Польшей, Чехией, Словакией и странами Балтии. В этом формате мы должны напомнить о возможности вернуть Украине ядерный статус. Тогда можно поставить условия о выводе российских войск, взятии границы под контроль и перейти к воплощению описанного раньше плана. Но пока граница не под нашим контролем, решение проблемы может быть только военным.
Виктор Небоженко, директор социологической службы "Украинский барометр":
- Заявление очень безответственное. Президент часто себе его позволяет, дразня, тем самым, и сторонников сепаратистских республик, и сторонников единства Украины. Человек, который два года назад обещал завершить войну за три месяца, естественно не может справиться с задачей такого масштаба. Перед нами открытое заявление человека, который знает, что ему за это ничего не будет. Полный разрыв между властью и ответственностью. На Западе у него, как у политика, были бы большие неприятности.
Я вижу мирные способы. После того как уйдет Путин, проблема очень быстро решится в пользу Украины. Богатейшие люди Донбасса, которые много сделали для разжигания сепаратистского бунта, потом соберутся и за свои же деньги будут восстанавливать этот прекрасный регион. Все упирается в нежелание России и одну личность, которая не хочет признавать свою ошибку. В том, что это было ошибкой, известно всему Донбассу, но там не будут критиковать Путина. Однако как только он уйдет, у преемника будут развязаны руки. Ему едва ли будет приятно тратить четверть бюджета на захваченные территории, находясь под санкциями.
Так происходит в США. Новый президент спокойно заканчивает войну, которую начинал предшественник - во Вьетнаме, в Ираке, в Афганистане. Любые переговорные процессы лучше, чем перестрелка. Было бы очень неплохо, чтобы США и Великобритания взяли на себя обязательства гарантов. Ведь вопрос уже не в переговорах. Стороны не верят друг другу. Все знают как решить проблему, просто нет доверия. Вот для него и нужен механизм международных гарантий.
Виталий Бала, директор Агентства моделирования ситуаций:
- Что имеется ввиду, когда речь идет о возвращении Донбасса? В каком статусе и каким образом? Больше того, за счет какого плана действий? Вот и получается, что для начала нужен план действий. Если бы президентом он был озвучен, можно было бы говорить о его правдоподобности. В данном случае нам хочется верить в заявление. Но у меня большие сомнения.
Данное заявление является продолжением предыдущих высказываний, которые касаются Минских соглашений. Они подразумевают возврат Донбасса. Но я считаю, что эти соглашения не способны урегулировать вопрос политически. Украиной во время подписания соглашений была допущена главная ошибка: в одном документе были смешаны военные и политические пункты. Их следовало разделить, и сначала решить военные вопросы: перемирие, отвод войск, закрытие границ и т. д. Но без нанесения вреда национальным интересам Украины, как среднесрочной, так и долгосрочной перспективе, выполнение соглашений в нынешнем виде невозможно.