Сходили мы, значит, с Алерохой на экскурсию по динозаврам.
Началось всё с неожиданности - музей ROM установил металлодетекторы на входе, чтобы сделать людям неудобно к праздникам. Возле входа толпилась очередь недоумевающих посетителей. Мы нашли вторую очередь, для людей с детьми, и успели на экскурсию.
Стартовали мы от огромного динозавра в холле. Сами понимаете, любой уважающий себя музей держит в холле большого динозавра. В музее ROM это здоровенный футалогнкозавр, подсвеченный синеньким. Гид рассказала что он… распечатан на 3D-принтере.
- Как! - вскричали участники экскурсии. - Это не настоящие окаменелости?
- Настоящие окаменелости суть камень, - объяснила гид. - Подвешивать камни над головами посетителей - так себе идея с точки зрения техники безопасности.
Все посмотрели вверх на динозавра и согласились, что это замечательно, что он распечатан на 3D-принтере.
Мы двинулись на второй этаж, в галерею Dawn of Life. В галерее мы с сыном были много раз, и динозавров там нет, рано ещё для них. Зато экскурсоводка рассказала, что это за красные клинышки иногда выглядывают из стен. Оказывается, они символизируют массовые вымирания в истории Земли.
Пройдя галерею насквозь, мы попали в эпоху динозавров, то есть в зал, где красуются всякие аллозавры, стегозавры, майазавры, и - возвышаясь над всеми - двадцать четыре метра моего любимого травоядного барозавра.
- Наш музей участвует в обмене динозаврами, - рассказывала гид. - Некоторые динозавры у нас представлены в ассортименте, а некоторых нет совсем. В 1962 году мы обменяли двух эдмонтозавров на барозавра. Но барозавр не выставлялся до 2000х, угадайте почему. Правильно. Мы его потеряли.
Как можно потерять двадцатичетырёхметрового барозавра? Легко! Он приехал запакованный отдельными кусочками. И как-то так получилось, что кусочки рассеялись по музею, часть попала в хранилище, часть была выставлена в разных залах. Только спустя полвека после обмена куратор галереи наткнулся в реестрах на упоминание, что в музее ROM есть барозавр. Нету у нас барозавра, удивился куратор. Поднял документацию и выяснил, что есть! Ящера собрали, как товар из Икеи, теперь мы можем на него любоваться.
Нам показали небольшого, с Алероху, теропода, который пережил все массовые вымирания и стал предком современных птиц. То, что ящер был небольшим, сыграло ключевую роль в его эволюционной карьере. Маленькому динозавру нужно меньше есть - гиганты вымирают первыми. Питаться теропод мог чем угодно - не исключено, что не брезговал корешками и семенами. К сожалению, точное название вида я зафиксировать не успела. Проверю табличку в следующий визит.
По ходу рассказов и баек экскурсоводка активно пыталась вовлечь аудиторию, и Алероха радостно вовлекался. Он отвечал на вопросы гида (“Как отличить аллозавра от Т-рекса?” - “По количеству пальцев на передних лапах - у аллозавра их три, у Т-рекса - два”) и добавлял своих собственных фактоидов. Экскурсоводка охотно предоставляла мальчику слово. Остальные участники это заметили.
- Да ты сам можешь вести такие экскурсии, - сказала одна слушательница.
На лице у мальчика появилось выражение “я уж думал, вы никогда не попросите”.
- Могу, - сказал он. - К примеру, вы знаете, как отличать динозавров, которые охотились ночью, от динозавров, которые охотились днём? Обратите внимание на склеротикальное кольцо…
- Он на какие-то курсы ходит, что всё это знает? - спросили у меня.
- Нет, он сам, - ответила я, подавив желание признаться, что я понятия не имею, где сын это выучил, но подозреваю планшетку.
В конце экскурсии экскурсоводка пустила по рукам настоящие окаменелости - всякие когти, кости и копролиты. По понятным причинам они были маленькими, и такого впечатления, как скелеты вокруг, не произвели. Но прикладная составляющая порадовала.
А ещё больше порадовал тот факт, что мой ребёнок, оказывается, любит экскурсии. Будем записываться и дальше.
(Футалогнкозавр в холле. Фотка с сайта музея).