Домашние демонстрации

Apr 03, 2024 05:50

Если выдать ребёнку книжку с кухонными экспериментами, её потом довольно трудно отобрать. Ребёнок набирается идей и требует их воплощения. Не для всех воплощений у нас есть материалы, и не все идеи воплощаются как задумано, но главное здесь - вовлечение, его я и оптимизирую.

Алинка пожелала сделать радугу в стакане. В книжке её делают при помощи сахара, к чему я отнеслась скептически. Добиться существенной разницы в плотности с помощью сахара не так просто, как выглядит на картинке. То ли дело пирамида мёд-мыло-вода-масло! Но девочка хотела сахар, он у нас был, и я решила попробовать.

Скажу сразу: радуга в стакане у нас не получилась. Зато получилась радуга в пипетке! Ну, в пластиковой трубочке, которой мы набирали жидкость из разных ёмкостей. Уж не знаю, сработала ли разность в плотности, или просто поверхность смешения у разных слоёв была маленькая, но в пипетке радуга образовывалась на ура. А в стакане - нихт. Так что мы просто повторили пипетку много раз.



Алероха изначально к экспериментам интереса не проявил. Он сидел на заднем дворе и смотрел, как растут тюльпаны. Мальчик всегда очень ждёт весны, цветов и бабочек. Природоведение ему важнее физики. Он пока ещё не уяснил, что это одно и то же.

Но потом мы достали пищевые красители, чтобы раскрасить разные слои сиропа, и мальчик материализовался в гостиной как джинн из бутылки. При виде пищевых красителей в нём пробуждается художник, и он согласен даже на физику. Алинка уже давно наигралась с трубочкой и хотела следующий эксперимент, а Алероха всё творил радугу на бис.



Утомлённая неуступчивостью сиропов, я решила следующим номером замутить что-нибудь лёгкое. Две ложки жидкого мыла, одна ложка сахара на стакан воды - и можно выдувать пузыри матрёшкой.

Обычно нетерпеливая у нас Алинка. Это у неё, чуть что не получилось - крики, слёзы и обиды. Но с пузырями у девочки как-то быстро всё наладилось. Раз-раз-раз - и вот готов зиккурат из четырёх пузырей, один внутри другого.

У Алерохи не пошло. Пузыри слипались, сливались и лопались. Они уезжали по стенке миски. Они образовывали колоски, косы и медвежьи лапы. Мальчик злился, нервничал и рычал в подушку. В конце концов ему пришлось присмотреться, как делает сестра. Трюк оказался прост: выдувать пузырь нужно не посерёдке внешнего пузыря, а ближе к стенке. Тогда новому пузырю есть куда расти, и он не врезается во внешний пузырь бесконтрольно. Всё, зиккурат построился, мальчик повеселел.



К вечеру у нас поспели яйца. Те самые, что в уксусе лежали с выходных. Мы слили уксус, аккуратно отчистили яйца от налёта скорлупы, и устроили в ванне гонки. Есть что-то чарующее в том, чтобы взять мягонькое, красивенькое уксусное яйцо и запустить его кататься по ванне. Оно упругое и хорошо катается, оставляя за собой цветной след. А в конце концов лопается, и становится видно, что мембрана и белок покрасились, а желток остался как был.



Алероха обожает яичные гонки и всегда просит ещё. Но есть причина, почему мы ставим этот эксперимент редко, и почему я никогда не замачиваю больше четырёх яиц за раз. Гонки - дело азартное, яйца лопаются непредсказуемо, а отмывать всё это мне.

Когда всё убрали, я спросила у сына:

- Ты помнишь, почему при погружении яйца в уксус появляются пузырьки? И откуда пена берётся потом?
- Это двуокись углерода, - ответил сын, не отрываясь от мультиков. - Уксус реагирует с яичной скорлупой.

Когда весело, так оно и в голову легче залезает.


Алероха, Алинка, science for kids

Previous post Next post
Up