Представьте себе Торонто в виде пиццы. Квадратной пиццы, её иногда запекают квадратами. Пицца свежая, горячая, сыр ещё расплавленный. Представили? А теперь возьмём кусок размером с ладонь и растянем на сто метров в обе стороны. Пицца развалилась на ломтики, соединённые полосками горячего сыра.
Как положено в мысленных экспериментах, наша пицца не портится, не пачкается и не стынет. Она остаётся такой же вкусной и свежей, просто, чтобы её съесть, нужно обойти кусок пространства площадью сто квадратных метров.
Вот примерно так можно описать прогулку по Торонто в кварталах мини-Италии и мини-Португалии. Ломтики - это артерии, на них можно найти оливки, ананасы, ветчину и хрустящий перец, то есть кафешки, магазинчики, галереи, библиотеки и прочие третьи места. Полоски горячего сыра - это мелкие улицы. На них бывают красивые домики, но это - единственный вид удовольствия, который там доступен. И нужно потратить пару часов, чтобы получить количество впечатлений, какое в европейском городе получаешь за десять минут.
Это я ходила смотреть цацу, которая покорила моё сердце на сайте стрит-арта. Цаца стоит на перекрёстке Shaw & King, и добраться до неё красивыми дорогами - задача нетривиальная. Но никакой уровень сложности не сравнится с моим уровнем лихости. Challenge accepted, сказала я и пошла.
Параллельно с артерией Ossington бежит парочка мелких улиц: Delaware и Concord. По ним можно добраться до артерии College, где они обрубаются. Я целилась в Delaware, но случайно свернула на Concord, потому что там было красивенькое. Упс.
С Concord я перескочила на Rusholme Rd, чтобы исследовать её до конца.
Rusholme Rd оборвалась на артерии Dundas. Но! Там есть переход, и можно спускаться на юг дальше, по улице Lisgar.
Чем дальше на юг, там опрятней улицы. Меня снесло на улицу Beaconsfield Ave, из-за её кукольной красоты.
Beaconsfield Ave упирается в артерию Queen, которая богата красивой стариной.
А дальше я допустила стратегическую ошибку. Я засмотрелась на симпатичное здание на перекрёстке Dovercourt & Queen, и случайно прошла на юг вместо востока.
Мне предстала бездна, звёзд полна.
Нет, вокруг было не гетто. Вокруг были чистенькие ровненькие новенькие дома. ВСЕ ОДИНАКОВЫЕ. Длинная-длинная улица, застроенная домами под копирку, и такими же гаражами. Называется улица Sudbury St. У меня возникло полное ощущение, что я в настоящем Sudbury, который город в четырёх часах к северу.
И ведь что интересно. Я только что прошла по ряду улиц, где старинные домики были тоже, в общем-то, похожи. Когда много гуляешь по Торонто, начинаешь различать популярные покрои домов: узкие с острыми крышами, приземистые с двумя крыльями, двухэтажные с мансардой и т.д. Сто лет назад существовало несколько моделей домов для населения со средним уровнем дохода, по этим лекалам и строили.
Но все старинные дома - разные. По-разному покрашены и украшены, с разными витражами и колоннами, с разными прибамбасами в палисадах. А на улице Sudbury St дома безликие. Их бы раскрасить - улица ожила бы неимоверно. А так - по ней тягостно ходить.
Свернув в подворотню, я обнаружила детскую площадку (это утешает) и почему-то шлагбаум через дорогу. Почему шлагбаум? Зачем? Не спрашивайте.
Я прошла ещё чуть-чуть и добралась до своей цели - Shaw & King. На перекрёстке помещалась будка, раскрашенная в витражном стиле и изображающая башню CN Tower. Моя прелесть! Те, кто это рисовали, знали, что делают - сбоку на будке рисунок повторяет наиболее популярные узоры для витражей, которые принято вставлять в окна в старинных домиках.
Обратно я отправилась по Givins St. Да, та самая, где рядом мороженка с пупырышками. Сайт стрит-арта уверял меня, что я ещё не все жемчужины там обнаружила, и не обманул.
Выйдя на артерию Dundas, я, чтоб не возвращаться совсем уж по своим следам, решила разведать улицу Lakeview Ave. В устье улицы стоял раскрашенный петух, символ Португалии. И тут до жирафа дошло. Ну конечно! Я нахожусь в квартале мини-Португалия. Каким скульптурам здесь ещё стоять, как не португальскому петуху?
И главное, я петухов и раньше видела. Возле пупырчатой мороженки их несколько даже. Но там я намёка вообще не уловила. На стенах чего только не рисуют. Петухи - ещё не самое удивительное.
Вернувшись к артерии College, я опять свернула в сторону улиц Delaware и Concord, и на этот раз их не перепутала. Delaware оказалась красивее, на ней больше домиков с башенками, но у меня сел телефон и я ничего не засняла. Придётся ещё раз идти, какая досада.
Пока что мини-Португалия, в комплекте с мини-Италией - самый большой кусок Торонто, в котором чувствуешь себя человеком. Другие кварталы - Йорквиль, Капустный городок, даже Роздейл - очень-очень замкнуты и изолированы по сравнению. На квадрате, огороженном артериями Bloor и Queen с севера и юга, Bathurst и Lansdowne с востока и запада - есть ощущение большого города и одновременно уюта. Но! Как обычно, есть оговорка. Не зря моё первое знакомство с кварталом сопровождалось
рассказами от Уртики, что местные жители проедают свои дома, потому что не могут себе позволить платить за них налоги. Чтобы находиться в человеческих условиях, нужны нечеловеческие деньги.
А гулять здесь хорошо, да.
Мой маршрут: