В минувшую пятницу мы с Уртикой совершили очередной налёт на музеи. Начиная с этих выходных налёты делать будет труднее, потому что библиотека перевела музейные пропуски в онлайн-режим и сделала практически бесполезными. Пропуски теперь выдают раз в месяц (а не в неделю), с лимитом один пропуск в конкретный музей за год (а не четыре), и на конкретную дату, а не на любой день в ближайшие три месяца. Последнее особенно хреново. Вся прелесть пропуска была в спонтанности. Но мы птицы большие, сильные, в вопросе добывания качества жизни упрямые, мы что-нибудь придумаем.
У меня истекал пропуск в музей текстиля. А там как раз сейчас две выставки. На третем этаже представлены работы модельера-активистки
Падины Бондар, которая превращает пластиковые отходы в предметы от кутюр. Индустрия моды - чемпион по загрязнению окружающей среды, и Падина стремится погромче и поярче высветить, чего планете стоит гламур.
Падина разрезает мешки для мусора на ленточки и вяжет из них искусство. Она спрессовывает пластиковые остатки и собирает из них шляпы. Она собирает яркие фантики от конфет и делает из них броши. Одноразовые бутылки она превращает в цветы и перья. Она заявляет о большой проблеме, и делает это так, что на это хочется смотреть.
На втором этаже можно найти воплощение в текстиле острых социальных вопросов. Я расскажу только об экспонатах, которые мне понравились, там их больше.
Во-первых, квилт “Птицы в полёте”. Казалось бы, квилт и квилт. А нет, там уйма символизма! Квилты всегда были важным артефактом семейной истории, но в 19 веке они стали секретным кодом для участников “Подземной железной дороги” - сети явок и убежищ, с помощью которых беглые рабы покидали Штаты и находили свободу в Канаде. Узоры на квилтах являли собой секретный код, по которому знающий человек мог понять, где найти безопасное пристанище.
Во-вторых, индийское сари ошеломительного солнечно-оранжевого цвета с вышивкой. Вышивка отражает состояние не-белого эмигранта в белой стране, и гласит: “Дорогая мама. Я чувствую себя пустой и переполненной, дома и на чужбине. Как мне оплакать то, что я даже увидеть не могу? Как мне любить, когда я призрак? Я ношу маску, перенимая здешние истории и языки. Я пытаюсь, и я тоскую.”
В-третьих, совершенно прекрасные наряды китаянки Сики Ли, серия “Списанные жертвы”. Три костюма отражают три социальные проблемы китайского общества: принуждение у беременности, объективизацию половых органов и социальное давление с навязыванием чувства стыда и вины при невыполнении социальных норм.
Мне особенно понравилось перекладывание в текстиль принудительной беременности - выпуклость с ребёнком внутри находится не на животе, а на спине, ложась горбом на женщину и её жизнь.
Наряд с социальным давлением надо рассматривать вблизи: там разные факторы представлены разными лоскутками с надписями. Но мне даже просто оранжевый цвет уже доставляет.
Дальше мы сместились в АГО. Там на пятом этаже сейчас проходит выставка фотографа по имени Wolfgang Tillmans, “To look without fear”. Выставка приурочена к Месяцу Гордости (Pride Month), и фотографий там намешано разных. Есть пейзажно-буколистические и очень откровенные фотографии людей, есть крупные планы какой-то арматуры и мелкие снимки известных знаменитостей.
Меня больше всего впечатлило то, что нагота там показана не гламурно. То есть вот сидит на фотке, сгорбившись, голый парень, и на лице его написано утро понедельника. Я раньше такие лица и позы видела только в пост-совковых фильмах про тюрягу и безнадёгу. В Голливуде, если уж показывают наготу, то обязательно повернут модель выгодными ракурсами, кожу затонируют до идеала, выражение лица сделают иронично-зовущее, всё вот это. Прикольно было получить другой срез образов, и перевести их из безнадёги в повседневность.
Помимо музеев, мы с удовольствием пошлялись по Кенсингтону, слопали морепродуктов в корейском квартале, заглянули в MUJI, перехватили тортика в Аннексе и зашли в район Seaton Village потаращиться на затейливый дом с грустной историей. Пятничное погружение в необычность должно быть примерно такого уровня насыщенности, чтобы стереть отпечаток рабочей недели с души, сердца и образа мышления. Хорошо, что у нас иногда такое есть.
("Красный океан" авторства Jinduo Cui)