Какая интересная выставка мне случайно перепала!
Гуляла я тут в окрестностях Каса Ломы. Внутрь замка я собираюсь, но уж точно не в длинные выходные, когда там битком народу. Решила заглянуть к его скромному соседу - музею Spadina House.
В музее я была уже два раза, мне он нравится. Но в этот раз рекламные плакаты на входе обещали
особую экскурсию. Обычно-то посетителям рассказывают про хозяев дома, ирландцев Остинов, банкиров, основавших The Toronto Dominion Bank (банк действует и по сей день, один из пяти крупнейших в Канаде). А тут на плакатах темнокожая женщина, и буклеты говорят про некую миссис Пипкин, беглую рабыню, сумевшую переправиться из США в Канаду в поисках лучшей жизни.
Выяснилось, что миссис Пипкин служила у Остинов прачкой. Мы ничего бы о ней не знали, если бы одна из остиновских дам не мечтала стать художницей. А поскольку женщинам, даже белым, было непросто сделать карьеру в области, считавшейся мужской (никто не хотел заказывать портреты у женщин), она оттачивала навыки, рисуя служанок.
Мне очень нравится сама идея, что вместо привычной истории успеха “основатель династии приехал из Британии, показал себя ловким дельцом, разбогател, отгрохал хоромы” мы увидим те аспекты истории, которые обычно опускают: кто прибирал, готовил, стирал, пока делец делал деньги? Кто растил его детей, кто пел им песенки, кто сидел с ними, когда у них была температура? Кого и чего должно было быть под рукой в изобилии, чтобы предприниматель мог развернуться? Ответ: дешёвой рабочей силы и людоедских законов, позволяющих эту силу запрячь.
В 19м веке в Штатах всё ещё вовсю процветало рабство. В связи с этим функционировала так называемая “подземная железная дорога” - сеть каналов, убежищ, явок и паролей, благодаря которым беглые рабы могли добраться до границы и начать новую жизнь за рубежом. Так миссис Пипкин прибыла в Торонто из Мэриленда.
В Торонто в ту эпоху тоже был не рай! Политика основателя Торонто Джона Симко состояла в том, чтобы сделать тут британскую колонию. Такую британскую, чтоб сама Британия обзавидовалась. Его последователи действовали в тех же рамках. Чтобы иметь статус в Торонто 19 века, нужно было быть а) белым выходцем из Британии и б) протестантом. Те же Остины, хозяева дома, прошли по краешку: они были ирландцами. Ирландцы в ту пору не считались белыми (что лишний раз показывает, насколько теория расы не имеет под собой никаких научных оснований - это чистой воды социальный конструкт, чтобы гнобить). Но Остины были выходцами из Северной Ирландии, которая входила в состав Великобритании, так что им засчитали нужное происхождение.
Почему Остины взяли в услужение темнокожую прачку - тоже нетривиальный вопрос. В те годы прислугу в зажиточные дома брали по четырём параметрам: искали белых женщин, незамужних и без детей. Но как раз в районе прибытия миссис Пипкин в Торонто случился кризис найма прислуги. Белые женщины больше не хотели наниматься на работу с 24-часовым рабочим днём без больничных и выходных. Пришлось, вы не поверите, переделать комнаты для слуг - перенести их из подвала на третий этаж и обставить достойно, чтобы у служанок условия проживания были лучше, чем дома. И даже так найм шёл не очень. Есть шанс, что именно эти обстоятельства поспособствовали появлению в доме миссис Пипкин.
Как следует из приставки “миссис”, женщина была замужем. Её супруг жил в городе, к усадьбе отношения не имея. Её имени мы не знаем. Она символизирует огромный пласт истории Торонто, от которой осталось очень мало следов.
Это всё присказка, а сказка, то есть выставка, впереди. Мероприятие было задумано под вдохновением от “подземной железной дороги” и прочих усилий борцов за освобождение рабов. (Кстати, вы знаете, что в США первые суфражистки были из конфедераток, наследниц ветеранов войны Севера с Югом? После победы Севера рабы официально получили право голоса, и белые женщины требовали голос себе - не столько потому, что их влекли идеалы, сколько из гнева, что у рабов есть теперь то, чего у них нет. Прогресс как стихи - порой растёт из сора. Я не считаю расовые установки первых суфражисток правильными, а вот за голос благодарна. )
Так вот, выставка являет собой художественную интерпретацию, как могла бы выглядеть усадьба Остинов, если бы миссис Пипкин была здесь хозяйкой, а не работницей. Если бы здесь находилось одно из убежищ, станция на “подземке”, оплот помощи беглецам из Штатов.
Здесь мы вступаем на очень скользкую почву. Потому что, знаете ли, никто не существует в вакууме. Если мы заявляем сценарий, где миссис Пипкин была владелицей дома, нам необходимо и заявить, в каком обществе она жила. И если она жила в про-британском, про-белом Торонто, о котором говорилось выше, дом выглядел бы точно так же, как при Остинах! Женщина пыталась бы мимикрировать, маскироваться под культурные требования. А если бы ей позволялось самовыражаться через родную культуру, не скрываясь, дом выглядел бы радикально другим.
Я бы сказала, у выставки получилась серединка на половинку - и всё равно очень цепляюще. Над выставкой работал художник-афроамериканец, что является необходимым условием таких выставок. Чтобы передать культуру, которая веками подавлялась, нужен непосредственный носитель культуры.
Все фамильные портреты Остинов занавешены чёрными занавесями, перечёркнутые красной лентой. Вместо них на стенах висят портреты афроамериканцев: очень живые, открытые, яркие лица. Каждый портрет отчёркнут красной полосой. Эти полосы символизируют “красные линии”, которые в истории Торонто имели очень конкретное значение. Помните, я говорила, что Остины были банкирами? Услуги банков были доступны не всем. Торонто был разделён на кварталы, и каждый квартал помечался своим цветом: зелёный, жёлтый, красный. Выходцам из красных кварталов нельзя было пользоваться услугами банков. Нужно ли говорить, что красным помечались в первую очередь кварталы с не-белым населением?
Другим, символическим значением красных линий является полное отсутствие записей о представителях не-белых семей. Как я уже говорила, о миссис Пипкин мы вообще знаем только потому, что существует её портрет кисти Адель Остин. А между тем, у миссис было четверо детей. Трое из них остались в Штатах - не потому, что миссис не пожелала их захватить с собой при побеге, а потому, что они были проданы в рабство в другие штаты, и она просто не знала, где они. До конца жизни женщина пыталась разузнать про детей, и безуспешно. Четвёртого ребёнка она родила уже в Канаде, о девочке есть записи… а потом девочка выросла, вышла замуж, сменила фамилию, и её след затерялся тоже.
На портрете миссис Пипкин как хозяйки поместья дети символизированы бабочками. Кстати говоря, её наряд оранжевого цвета - заявление сам в себе. Оранжевый считался ужасным цветом в викторианскую эпоху. Ведь в моде был идеал белокурой голубоглазой красоты, а оранжевый кошмарно смотрится с таким цветом кожи!
Для сравнения - портрет миссис Пипкин кисти Адель Остин.
Большинство предметов интерьера в комнатах особняка остались на своих местах - в конце концов, хозяйка поместья, кто бы она ни была, хотела бы пользоваться новейшими достижениями для наведения домашнего уюта! - но есть несколько предметов интерьера, которых в гостиной у Остинов быть не могло. К примеру, кресло с африканским орнаментом, портьеры с африканским рисунком (куда шалун-художник вплёл лого баскетбольной команды “Raptors”), украшения из ракушек и слоновой кости. Как по мне, этого недостаточно, если заявлять о полной свободе самовыражения для афроамериканки. Но даже этого достаточно, чтобы встряхнуть гостей поместья и заставить задуматься о той части истории, которую обычно замалчивают.
Услугами аптек не-белые тоже пользоваться не могли, и оттого держали свои аптеки и много пользовались средствами народной медицины. Ворох засушенных трав и батареи ароматических свечей под портретами - отсылка на это.
Декорации в бильярдной. Не бильярд был бы любимым времяпрепровождением молодёжи, будь миссис Пипкин здесь хозяйкой. Не бильярд!
Автопортрет художника Гордона Шадрака:
Отдельно мне понравилось, что на каждом этаже нам давали минут десять, чтобы пошататься по комнатам самостоятельно - в прошлые экскурсии можно было только ходить за гидом. Нашего гида звали Дэйв, и я хочу попасть к нему ещё. Я собираюсь обратно в компании Алинки, потому что дочь увидела фотографии интерьеров и воспылала. Так что не исключено, что про выставку я рассказываю не в последний раз.