Алероха продолжает ходить на лепку, а я продолжаю этим пользоваться, чтобы погулять по музею РОМ в благословенном одиночестве.
Там есть одна галерея на втором этаже, битком набитая информацией, куда я с детьми ходила много раз, но прочитать ничего не успевала, потому что детям интересна интерактивная составляющая, а не буковки разбирать. Галерея называется Dawn of Life.
Зайдя туда без детей, я за полчаса начиталась до полного головокружения.
Я и раньше знала, что первый кислород начали делать цианобактерии. Но, оказывается, продукты их жизнедеятельности попали в атмосферу не сразу. Океаны в ту пору отличались высоким содержанием железа. Кислород вступал с железом в реакцию, ржавчина опадала на дно, и спрессовывалась там в красивые алые слои. Понадобился миллиард лет, чтобы запасы железа были исчерпаны, и кислород наконец начал поступать в воздух.
Тем временем цианобактерии продолжали жить своей жизнью, образовывая строматолиты - на вид помесь булыжника и какашки, в разрезе - очень красивая слоёная порода с волнистым рисунком. Слои наращивали цианобактерии. Светолюбивые микроорганизмы жили колониями, которые начинались в виде коврика. В рамках коврика кипела непрерывная борьба за место под солнцем. Каждый житель колонии норовил забраться повыше, чтобы захапать побольше фотонов. Поскольку одновременно бактерии плодились и множились, коврик постепенно рос, превращаясь в бисквит. Очень постепенно, по миллиметру в год. Вся эта орава выделяла продукты жизнедеятельности, которые цементировали ил и песок, окружающий колонию. Ил и песок застывали, образуя породу, а бактерии лезли вверх, к солнышку. И так от забора до обеда. Строматолиту в РОМе 3.4 миллиарда лет. На Земле есть места, где строматолиты образуются до сих пор.
Первые растения были не растения, а непонятно что. Они выглядели как папоротники, по образу жизни были ближе к животным, но учёным не удалось обнаружить у них ни рта, ни ануса. Что они ели? Как они это ели? Никто не знает. Но они точно что-то ели, поскольку вырастали большими и развесистыми.
Ошеломившись подобным образом, я отправилась охлаждать перегретый мозг в галереи знакомые и понятные. Например, в египетской галерее есть витрина с сосудами из белого камня. Я эту витрину принимаю, как успокоительное. Плавные формы, чёткая симметрия форм и приятная ассиметрия узора из прожилок. Не верится, что эти изящные вазы и бутыли были вытесаны вручную с помощью гнутой палки с грузиком и острым камнем на конце.
Но даже в таких галереях меня поджидают сюрпризы. К примеру, в византийском зале много склянок сирийского стекла. Их сохранилось много, потому что у римлян был обычай класть бутылочки и пузырьки в домовины. Я очень люблю изделия из стекла, а сирийские вазочки ещё и переливаются всеми цветами радуги, как створка ракушки изнутри. Читаю я, значит, надписи к склянкам, и тут обнаруживается, что эти радужные переливы - вовсе никакая не фича, а баг. Стекло за тысячи лет всё-таки начинает разрушаться, поверхность становится неровной и отражает свет по-разному. А выглядит, будто так задумано!
Всё-таки хорошо, когда рутины, направленные на обучение ребёнка, приносят и родителю шанс получить что-то хорошее для себя. И упрощают доступ к приключениям, вместо того, чтобы усложнять его.