Продолжаю изучать арабское искусство, бултыхаясь в нём, как в бездонном море, и периодически выныривая с прикольными фрагментами.
Интересно читать про культуру арабов до ислама. В Аравийской пустыне ничего не растёт, кроме как в оазисах. Соответственно, возникли кочевые племена, которые шли вслед за непредсказуемыми дождями пустыни. А вот в горах на юге, где сейчас Йемен, климат стабилизируется. Сюда регулярно приходит муссоны с океана. Горный пейзаж является близнецом города инков за полмира отсюда: горные бока изрезаны горизонтальными террасами, позволяющими выращивать урожай. Здесь жили оседло - и враждовали-торговали с кочевниками, которых привлекало изобилие оседлых поселений, и которые везли с собой диковины из чужих краёв.
С пустой неплодородной пустыней, где зелень - редкость и радость, связана одна из интерпретаций любви арабских мастеров к лепным завитушкам.
Лепнина во всех исламских странах была очень популярна. Штукатурка - штука дешёвая, легко поддаётся обработке, наносится на любую поверхность. Под рукой умелого мастера стена превращается в ковёр, достойный падишаха. Практичность этой техники понятна, но она не объясняет, зачем лепить завитушки тесно-тесно, заполняя каждый квадратный сантиметр, так, что само понятие фона исчезает?
(Bahia palace, Marrakesh)
(Cordoba mosque, Spain)
Некоторые арабоведы утверждают, что тяга покрыть узорами любую пустую поверхность растёт корнями именно в бесплодную пустыню. Плоское пустое пространство вызывало беспокойство и побуждало себя заполнить. Чем меньше пустого места, тем больше уверенности, что пустыня не догонит и не поглотит. Мелкорисунчатые арабески сплошным ковром, достаточно натуралистичные, чтобы быть узнаваемыми, но очевидно рукотворные - символ человеческого присутствия, причём долговременного.
Ещё одна версия проводит параллель между слоёной роскошью облицовки дворцов и храмов и любви арабов к текстилю. Качественные цветные ткани считались символом богатства во всех странах и во все времена; исламские правители не были исключением. И действительно, если подходить к шедеврам арабского искусства с мерилом “насколько это похоже на драпировку”, пересечений неожиданно много. Кирпичная отделка зданий похожа на тканый гобелен, лепнина стен - на кружева, арки - на занавески.
(Cordoba mosque, Spain)
Есть, конечно, и более простое объяснение: простое и безыскусное желание похвастаться богатством. Когда арабские традиции декора только зарождались, многие узоры и элементы оформления были почерпнуты у Византии. Но, так как ислам запрещал изображать людей и животных, мастерам из всего репертуара остались только аксессуары, всякие там чаши, броши, вазы, диадемы, плюс вьюнок и виноград. Это было приемлемым и считалось красивым. А дальше в дело вступает простая логика человека не шибко утончённого, зато богатого: возьмите то, что нынче считается роскошью, и настрогайте мне этого штабелями!
Ну и так, из забавного:
а) Характерную арку-подкову, которая считается традиционным элементом исламского зодчества, арабы повзаимствовали у вестготов. Само по себе это неудивительно: всё созданное человеком - в искусстве ли, в науке ли - стоит на созданном другими людьми, более ранними. Но это лишний раз показывает, насколько даже термин “исламское искусство” является собирательным. Нет элементов, которые принадлежат только ему - всё уже было где-то ещё.
б) Аббасидский халифат построил свою столицу на реке Тигр в 836 году, только чтобы покинуть её полвека спустя. Гигантский мегаполис, 25 км из конца в конец, был выстроен целиком из кирпича-сырца. Город в буквальном смысле расплавился, оставив только призрачные следы улиц и домов.
(Все фотографии с Pinterest)