Давненько я не брала в руки шашек, то есть не ходила в музей арабской культуры. Там сейчас выставка “Книги Шелкового Пути”.
Музей Aga Khan нравится мне какой-то неземной элегантностью. Он одновременно просторен и погружён в себя, украшен и гол. Огромные окна покрыты геометрическим орнаментом - вроде бы простым и бесконечно повторяющимся, но в солнечный день тени от него делают пол узорчатым. Такой простой фокус, а впечатления космические. Строгое оформление музея служит противовесом для ошеломительной детализации его экспонатов: книги и свитки, одежды и церемониальная утварь испещрены письменами и умопомрачительно детализированными рисунками, которые надо разглядывать под лупой, чтоб разобрать все штришки.
Ключевым мотивом для большинства экспонатов является Коран и его производные (амулеты с выписками из святых текстов, походные варианты священной книги, декоративные ухищрения в условиях религиозных запретов и т.д.) Моё собственное отношение к религиям хорошо передается советским плакатом: “Спасибо за культуру - огромный вклад! Теперь иди на полку, где мифы стоят.” Вот и здесь я взирала на предметы искусства, восхищаясь прежде всего их эстетической ценностью.
Я долго разглядывала походную версию Корана в виде пятиметровой ленты, записанная миниатюрным (“пылевым”) шрифтом, который изначально разрабатывался, чтобы посылать секретные сообщения голубиной почтой. Текст разбит на блоки, образующие растительный орнамент. Красота!
Меня улыбнули амулеты, оформленные батареями. Я привыкла, что талисман - это одиночная висюлька на цепочке. Но действительно, зачем себя ограничивать? Забабахаем сразу дюжину оберегов, на разные случаи жизни, и подвесим на шею!
Но больше всего мне вынес мозг Александр Македонский. Точнее, его образ в азиатской культуре.
Александр Македонский известен под многими именами. Его персидское имя - Эскандар - фигурирует в манускриптах Ирана и Узбекистана. То, что Македонский родом из Македонии, а образование получал у грека Аристотеля, в азиатских источниках благополучно забыли, ослеплённые успехами Александра как воина и завоевателя. Что в Азии, что в Африке Македонский прославился прежде всего как образец власти, смелости и силы. А поскольку перепевали его подвиги на местный манер, Македонский появляется в ипостасях и обстоятельствах, в каких вы его ещё не видели.
Вот, например, рисунок из “Книги царей” (Узбекистан, 16 век): “Александр видит говорящие деревья.”
Действительно, Александр. Как не узнать. И деревья говорящие. Знаю такие деревья, сама каждое утро с ними болтаю. Предсказывают всесильному властителю безвременную кончину, значит? Они такие, деревья эти.
На выходе с выставки меня поджидал очень приятный визуальный сюрприз. Перила балкона по периметру второго этажа выложили лазурными витражами. Прямо Гауди на восточный лад!
А теперь деталька для родителей маленьких детей. Я привыкла думать про Aga Khan как про музей не очень интерактивный. Природа экспонатов такая - всё хрупкое, древнее, бьющееся. Я ошибалась. Для детей в нижнем зале есть забава, и даже тематическая.
Так что следующим номером планирую затащить в музей Алероху с Алинкой. Мне - экспонаты, дитям - мозаику!
Сколько всего красивого, я прям расцветаю вся. Какой-то качественный скачок в голове случился. А может, просто дети подросли.