О Белой Идее и её значении. Часть 1

Nov 06, 2016 07:00



Сегодня неоднократно ставиться вопрос о современном значении Белой Идеи и Белой борьбы. Часто можно услышать: «Все это уже в прошлом, сейчас другая жизнь».

Конечно, многие обстоятельства и интеллектуальная реакция на них в разгар революции и гражданской войны принадлежат истории, но в разгаре борьбы Белых и красных завязался тот центральный узел, который не развязан до сих пор и от той или иной развязки его зависит судьба России - быть ей или не быть.

Белая Идея, вдохновившая на жертвенную борьбу лучших сынов нашей Родины, есть ИДЕЯ БУДУЩЕГО, а не прошлого. Она есть Идея России - та самая национально-государственная идея, подмену которой тщетно пытается сконструировать и «партия власти» и прокоммунистическая оппозиция.

Если России, как самобытной цивилизации, имеющей свою важнейшую задачу, суждено жить и развиваться - то это развитие возможно только в русле Белой Идеи.

Вот почему все кто становится под знамя Белой Идеи, кто носит ее в своем сердце, обладают победоносной силой. Победоносной, ибо она есть осознание и выражение российской судьбы и подлинное, глубинное самосознание Русского народа и шире - Имперского содружества народов.

Народы, не обретшие или утратившие свое самосознание, умирают как единая общность и исчезают из истории.

Сегодня эта угроза стоит перед нами во весь рост.

Критики Белого дела иногда говорят, что у него не было масштабной идеи, не было политических и социальных программ и поэтому оно потерпело поражение. Но это совсем не так. Первые пункты программы Белого Движения были набросаны комиссией с участием ген, ЛИ. Деникина еще в Быховской тюрьме и утверждены ген. Л.Г. Корниловым.

Позднее по указаниям ген. Деникина и ген. Врангеля специальными комиссиями были разработаны рабочее законодательство, дважды аграрное. Ген. Деникин, оценивая крестьянскую программу, выработанную под руководством проф. Билимовича писал, что если бы она проводилась в жизнь в предвоенную эпоху, то революция не могла бы разразиться. Последний Главнокомандующий Русской Армии, ген. Врангель также много сделал разрешения аграрного вопроса.

Но все же у Белого Движения было слишком мало возможностей и времени для полного раскрытия Белой Идеи, и тем более воплощения ее в жизнь в разгар войны. Главной задачей была военная победа над захватившим страну интернационалом. Судьбоносный выбор был: за Россию, за Русскую Православную цивилизацию - с Белыми, или против нее - с красными.

Позиция «непредрешения» - откладывание на неопределенный срок (до победы) выбора формы верховной власти, формы народно-хозяйственного устроения, когда вся страна могла бы обрести возможность свободно выразить свое мнение - диктовалась, помимо всего прочего, стремлением сохранить армию как единый общенациональный организм, не разрываемый на части политическими разногласиями. А также желанием сохранить нейтралитет тех народных слоев и общественных кругов, от которых нельзя было рассчитывать на помощь.

Для ясности всей картины необходимо процитировать два основополагающих документа Белого Сопротивления:

6-й пункт первой «Корниловской программы»:

«Разрешение основных государственных, национальных и социальных вопросов откладывается до учредительного Собрания».

В дальнейшем несмотря на некоторые разногласия Белое Движение до конца борьбы в России выдержало эту установку на всенародное решение основных вопросов жизни страны.

Интернационалисты-большевики, отдавая себе отчет в что их планы и цели антинациональны и антинародны, сразу приняли решение разогнать всенародно избранный представительный орган и установить свою террористическую диктатуру. Ген. Деникин пишет: «Я считал, что имя Корнилова должно стать знаменем, вокруг которого соберутся общественные силы, политические партии, профессиональные организации - все те элементы, которые можно объединить в русле широкого национального движения в пользу восстановления русской государственности. Что, встав в стороне от всяких политических течений, нам нужно лишь восполнить пробел прошлого и объявить строго деловую программу - не строительства а удержания страны от окончательного падения».

Из Наказа ген. Деникина Особому Совещанию, овределявшему полити ческий курс» главного командования:

«1. Единая, великая, неделимая Россия. Защита веры. установление порядка. Восстановление производительных сил страны и народного хозяйства…

2. Борьба с большевизмом до конца.

З. . ..Вопрос о форме правления - дело будущего. Русский народ создаст верховную власть без давления, без навязывания. Единение с народом.

4. Внешняя политика - только национальная русская... Славянское единение. За помощь - ни пяди русской земли.

5. Все силы и средства .- для армии, борьбы и победы.

6. Внутренняя политика.. Проявление заботливости о всем населении без различия. Продолжать разработку аграрного и рабочего закона, также и закона о земстве.

Сопутствующей прессе помогать, несогласную терпеть - терпеть, разрушающую - уничтожать.

Никаких классовых привилегий, никакой преимущественной поддержки -. административной, финансовой, моральной.

Ускорить и упростить порядок реабилитации не вполне благополучных по большевизму, петлюровщине и так далее. Если была только ошибка, а к делу годны - снисхождение.

Назначение на службу - исключительно по признакам деловым, отметая изуверов и справа, и слева.

Привлекать местное население к самообороне.

11. Пропаганде служить исключительно прямому назначению - ... разоблачению сущности большевизма, поднятию народного самосознания и воли для борьбы с анархией».

При сравнении с политическими установками Ульянова, Троцкого, Дзержинского и Ко комментарии излишни.

В связи с нашей сегодняшней темой важно отдавать себе отчет, какой характер носила так называемая «великая октябрьская революция», чем она была, за что и против чего воевали красные и белые и почему Белая Армия, одушевленная высокой идеей борьбы за Россию, вынуждена была отойти с родной территории, оставляя народ в захлопнувшейся западне, обреченным на подневольный труд и геноцид.

Национальная мысль, начиная с 1920-х годов, в эмиграции и на Родине, билась над этими вопросами. К настоящему времени, когда исторический опыт «коммунистической формации» закончился такой же катастрофой для страны, с какой эта «формация» и началась, ответы на эти вопросы, в основных чертах, уже найдены и сформулированы, хотя и остаются до сих пор недостаточно известны для широких масс.

Невозможно, да и не нужно, суммировать сейчас все результаты этой сложной работы.

Следует лишь сделать акцент на ряде моментов.

Октябрьскую революцию принято называть «пролетарской». При этом подразумевается, что пролетариат «экспроприирует экспроприаторов» и становится коллективным собственником всех средств производства и, следовательно, перестает быть пролетариатом в подлинном смысле этого слова. Заметим, что накануне революции Россия, из всех великих держав, была наименее пролетаризированной страной. В результате большевицкого переворота она подверглась тотальной пролетаризации, а коллективным собственником всех отчужденных средств производства стал отнюдь не пролетариат, а новый эксплуататорский класс - «орден меченосцев», как образно назвал коммунистическую партию ее вождь, тов. Сталин. Тоталитарная бюрократия, распоряжаясь, под маской «государства», всеми национальными богатствами, не связанная никакими законами, закрывшая границы, благодаря карательной системе лагерей стала владельцем и всей рабочей силы страны.

По своим результатам социалистическая революция не может быть признана ни пролетарской, ни рабоче-крестьянской. Таковой она и не была, ни по целям, ни по организующим и движущим силам.

Причины Русской Смуты ХХ столетия - этого величайшего исторического парадокса многообразны. Фундаментальные и второстепенные, они, в причудливом своем сочетании, и при целой серии совершенно случайных совпадений явили миру уродливейший феномен и сломали православную цивилизацию, искалечив судьбу России.

Белые, включив в себя подлинный качественный отбор нации, представителей всех слоев, классов и национальностей, боролись за независимость и целостность России, за Веру, за права семьи и личности, за свободный труд, против порабощения и истребления миллионов людей. Подлинная трагедия Гражданской войны состоит в том, что за эти святые идеалы сражаться физически приходилось с крестьянской массой, мобилизованной в Красную армию.

Но не следует забывать и о том, что большевицкое руководство в качестве ядра своих боевых и карательных сил использовало т.н. «интернациональные части», сформированные из латышей, мадьяр, австрийцев, китайцев и проч., общей численностью более 300 тыс. человек, что вдвое превосходило состав Вооруженных Сил на Юге России.

Продолжение следует

И.В. Огурцов

Белая Идея

Previous post Next post
Up