Тема Гражданской войны в Сирии в последнее время занимает первые полосы российских СМИ. Среди репортажей о бомбардировках авиацией РФ объектов, принадлежащих повстанцам-террористам, иногда встречаются материалы о подоплеке войны, охватившей Ближний Восток. Однако мало кто уделяет внимание предыстории "арабской весны" и арабских стран в 1945-2011 гг. Мы восполняем этот пробел и расскажем Вам сегодня о Сирии: историю от второй половины прошлого века до текущего момента.
Рассказ о нынешней войне в Сирии следует начать с весны 1963 года - то есть с событий, случившихся за два года до рождения нынешнего президента Сирии Башара Асада. Начало 60-х было беспокойным временем для пост-колониальной Африки и Азии - бывшие колониальные империи рушились одна за другой, а на карте мира появлялись новы государства. И новые политические силы, обещавшие радикально перестроить если не Вселенную, то хотя бы весь уклад жизни на Земле. Одной из таких партий и была Партия арабского социалистического возрождения, которая во всем мире известна как партия Баас. Именно в самом начале 1963 года партия Баас громко заявила о себе: в феврале произошел военный переворот в Ираке, а в марте - в Сирии.
Само слово «баас» (или «аль-Баас») в переводе с арабского означает «возрождение» или «воскрешение». Это партия, исповедующая обыкновенный национал-социализм - практически такой же как в Третьем рейхе, но только с арабской спецификой. Что и неудивительно: идеологию баасизма в 1940 году разработал сирийский писатель и политик Заки аль-Арсузи, который в 30-х годах жил и учился в Европе, где он стал большим поклонником германской философии и идей германского национализма. Вернувшись домой, он в 1939 году с группой друзей и единомышленников организовал панарабскую национал-социалистическую партию «Арабское возрождение». (Правда, в отличие от Национал-социалистической партии Сирии, ставшей копией НСДАП, "баасисты" считались более "умеренными" - в частности, они никогда не призывали к расовому геноциду и созданию сети "лагерей смерти" для евреев - чтобы все было как в Европе.)
Идеология баасизма очень проста: арабская нация - самая великая на планете, и все арабы должны объединиться в единое светское государство под руководством партии-авангарда (это Баас, разумеется). Государство будет социалистическим - то есть государственные органы должны осуществлять государственное регулирование экономики и социальные реформы, оставив за частным капиталом только мелкую торговлю и сферу обслуживания. Государственной религией остается ислам, который аль-Арсузи приводил в качестве доказательства «арабской гениальности». Впрочем, в идеологии баасизма исламскому духовенству отводилась чисто декоративная роль - все баасисты подчеркивали, что законы шариата давно уже устарели, исламу пора модернизироваться, забыв все межконфессиональные распри между суннитами и шиитами, а все эти шейхи и прочие муллы должны прочно знать свое место в государственной иерархии.
Разумеется, такую революционную идеологию оценили во всем исламском мире, который был сотворен колониальными державами-победительницами в мировых войнах. Сама Сирия появилась на карте мира в 1920 году, после поражения войск Османской империи, когда британские войска под командованием маршала Эдмунда Генри Алленби вошли в Дамаск - бывшую столицу османской провинции "Палестина". С собой англичане привели некого Фейсала, сыном шерифа Мекки Хусейна ибн Али. Фейсал и стал первым королем Сирийского арабского королевства - это название также придумали англичане, вспомнив, что некогда на этих землях располагалась римская провинция "Сирия". Впрочем, Фейсал правил он недолго - уже через несколько месяцев Франция получила от Лиги Наций мандат на территорию бывшей провинции "Палестина", и французская армия оккупировала Сирию. Британские колонизаторы не стали ссориться с французами и подыскали Фейсалу другой трон - он стал королем Ирака. А Сирия распалась на несколько формально независимых государств, объединенных под единой французской "крышей": Дамаск, Алеппо, Алавитское государство, Джабаль ад-Друз, санджак Александретта и Великий Ливан. Собственно, в таком полуразобранном состоянии Сирия дотянула до второй мировой войны, когда Франция была побеждена Германией, а коллаборантский режим Виши даровал Сирии независимость.
И именно тогда в Сирии и появились первые сторонники арабских националистов, призывавшие всех арабов объединиться в единый "рейх".
В 1948 году сирийская армия приняла ограниченное участие в арабо-израильской войне, начатой Лигой арабских государств. По окончании войны произошел военный переворот, и власть в стране взяли военные. С тех пор, военные перевороты в стране повторялись чуть ли не каждый год - оружия и буйных голов в стране было много, а вот хлебных должностей - мало. Так продолжалось до 1963 года пока власть в стране не взяла в свои руки партия "Баас".
Асад и Гамаль Абдель НасерВпрочем, политический дебют баасистов произошел намного раньше - в 1954 году, когда партия выиграла первые (за послевоенное время) парламентские выборы и получили большинство мест в парламенте. В 1958 году, на волне популярности панарабского движения, баасисты приступили к выполнению своей политической программы, объединив Сирию и Египет в одно государство - Объединенную Арабскую Республику. Президентом нового государства стал египетский лидер Гамаль Абдель Насер, но сирийцы также занимали многие важные посты. Однако вскоре Насер распустил все сирийские политические партии, что вызвало недовольство сирийских генералов, которые устроили очередной государственный переворот. В итоге ОАР распалось, просуществовав всего 3,5 года.
В 1963 году власть снова захватили баасисты, устроив свой военный переворот - причем, сразу в двух странах, в Ираке и в Сирии. Власть в Дамаске захватил генерал-лейтенант аль-Атасси - секретарь сирийского отделения партии, заявивший о новом союзе с Ираком и присоединении Сирии к воссозданному ОАР. Хафез Асад - отец нынешнего президента - был ключевой фигурой заговора, будучи командиром эскадрильи реактивных истребителей. Кстати, военную подготовку Асад проходил в СССР - на Центральных курсах по подготовке и усовершенствованию авиационных кадров (5-е ЦК ПУАК), потом стажировался на авиабазе Кант Киргизской ССР.
После переворота Асад был назначен командующим ВВС и ПВО Сирии. Однако этого ему показалось мало. И в 1966 году Асад в союзе с начальником штаба армии Салахом Джадидом совершил новый переворот, став уже министром обороны (сам Джадид занял пост заместителя генерального секретаря партии Баас).
Через четыре года Асад снова совершил переворот, сместил Джадида и всех прочих «старых генералов», а самого себя он назначил пожизненным президентом и генсеком партии.
Хафез Асад объявляет себя президентом
Переворот 1970 года, который сделал Хафеза Асада единоличным правителем Сирии, стал полной неожиданностью для многих членов партии «Баас», и без этого съедаемой различными противоречиями. В итоге партия раскололась на две мощных группировки - иракское отделение и сирийское отделение. Плюс множество мелких групп и группочек, обосновавшихся в разных арабских ближневосточных странах - от Иордании до Судана.
Однопартийцы-баасисты Хафез Асад, Муаммар Каддафи, Ясир Арафат. Из этой троицы только Хафез Асад умер своей смертью
Интересно, что именно из партии Баас, как из пресловутой «гоголевской шинели», вышли все знаковые ближневосточные диктаторы второй половины ХХ века - Саддам Хусейн, Муамар Каддафи, Ясир Арафат.
Впоследствии эти локальные партии баасистов много раз пытались объединиться, но каждый раз им что-то мешало: то личные амбиции «вождей», то дипломатические и военные усилия США и Израиля, опасавшихся создания светского панарабского государства куда больше, чем нынешних фанатиков из ИГИЛ, то саудовские шейхи-сунниты (большинство иракцев и сирийцев - шииты).
Президент Египта Анвар Садат, Муамар Каддафи и Асад. Новая попытка объединить силы. Не получилось - из-за убийства президента Садата
Впрочем, с формальной точки зрения и иракская партия, и сирийская, и все прочие осколки «Баас» уже давно не являются приверженцами традиционной баасистской идеологии: так, призывы к объединению арабской нации в единое арабское государство уже давно сняты с повестки дня, забыты и основополагающие принципы социализма. По сути, от всего арабского национал-социализма остались лишь ориентация на светское развитие государства да арабский шовинизм, появившийся задолго до ХХ века.
Зато революционную риторику Асада не могли не оценить в СССР, и долгое время партия Баас считалась другом и союзницей КПСС - отсюда идет и «многолетние особые отношения российского и сирийского народов».
Асад и Брежнев
Поддержка СССР стала решающей для Сирии в 1973 году, когда арабские государства начали Войну Судного дня против Израиля. В отличие от египетского театра, где израильтянам достаточно быстро удалось перехватить инициативу и фактически вывести Египет из войны, военные действия на сирийском фронте отличались ожесточённостью, особенно сражение за Эль-Кунейтру, названное «сирийским Сталинградом». Сирийские войска под руководством советских "специалистов" нанесли большие потери израильтянам, что стало косвенной причиной критики и последующей отставки ключевых фигур руководства Израиля в лице Голды Меир и Моше Даяна, но в конечном счёте на сирийском фронте сохранилось равновесие. Эль-Кунейтру удалось удержать, несмотря на жесточайший натиск израильтян, но другой спорный район - Голанские высоты остался у Израиля. По решению Совета Безопасности ООН по окончании войны в 1973 году создана буферная зона, разделяющая Израиль и Сирию. В настоящий момент Голанские высоты контролируются Израилем, но Сирия требует их возвращения.
Страной Хафез Асад правил до самой смерти, проявив себя как крайне жесткий диктатор. Например, когда в 1976-1982 годах суннитская организация "Братья-мусульмане" подняли вооруженный мятеж против режима партии Баас, Асад отправил приказал армии действовать максимально жестко. Ключевым эпизодом стала резня в Хаме в феврале 1982 года, в ходе которой сирийская армия подвергла бомбардировке, а затем взяла штурмом оплот оппозиции город Хама. По разным оценкам, от 17 до 40 тысяч человек были убиты.
Хама после штурма
В том же 1976 году Асад послал армию и в Ливан - под формальным предлогом прекращения гражданской войны с исламистами. Война была потоплена в крови, и сирийская армия осталась в Ливане на 30 лет. Но вот парадокс: в то время ни у кого из западных лидеров не было и тени желания подвергнуть Асала какому бы то ни было остракизму и политической изоляции.
Президент США Билл Клинтон и Хафез Асад
Вообще-то преемником Хафеза Асада должен был стать его старший сын Басель, которого отец целенаправленно растил как будущего лидера арабского мира - военное воспитание с раннего детства, занятия по стратегии и тактике, жесткая казарменная дисциплина…
Младший же Башар считался в семье слабаком, он походил характером не на жесткого отца, а на мать. Собственно, отец на него и не возлагал никаких особых надежд, а поэтому он позволил Башару выбрать себе гражданскую специальность - Башар окончил университет в Дамаске, по специальности он - врач-офтальмолог. После окончания университета он уехал на длительную стажировку в Великобританию - в офтальмологический центр Western Eye Hospital в Лондоне, в Британии он встретил свою будущую жену - англичанку сирийского происхождения Асму Фаваз аль-Ахрас, выпускницу Лондонского университета. В Лондоне Башар планировал остаться жить навсегда - у него здесь была квартира, приличный автомобиль Audi, неплохая работа.
Башар Асад, студент университета
Но в 1994 году его старший брат Басель Асад погиб в автокатастрофе, разбившись вместе с подружкой на роскошном "Мазератти".
Башара срочно вызвали домой и назначили преемником всех государственных должностей своего отца. Собственно, вся остальная сирийская драма пошла по банальному сценарию «слабый преемник жестокого отца».
Конечно, поначалу Башара хотели перевоспитать и сделать из офтальмолога настоящего офицера. Ему присвоили чин капитана Республиканской гвардии и отправили постигать военную науку в военную академию, которая располагалась в городе Хомс. Уже через три года он стал полковником и командующим всей Республиканской гвардией.
Летом 2000 года, после смерти отца, Башар единогласно был избран президентом Сирии и генеральным секретарем регионального руководства партии - парламент страны специально для него снизил минимальный возраст для кандидата в президенты с 40 до 34 лет. И западная дипломатия сразу почувствовала, что с мягким и добросердечным Башаром можно проводить иную политику, чем с его отцом.
В стране были инициированы реформы по превращению диктаторской Сирии в «новую Швейцарию Ближнего Востока». В ходе кадровых перестановок правительство из преимущественно военного стало гражданским, были уволены многие сторонники «жесткого курса», Запад обещал всяческую поддержку… Европейские дипломаты рукоплескали Башару, когда в марте 2005 года после ливанской «кедровой революции» он распорядился мирно вывести из Ливана сирийский воинский контингент - а ведь его отец рассматривал вопрос оккупации Ливана как «внутреннее дело Сирии».
Увы, как это часто случается, вскоре выяснилось, что косметическими методами отремонтировать здание сирийской государственности невозможно. Первыми взбунтовалась "старая гвардия" партийцев, посчитавших, что Башар продался Западу и предал идеалы арабского баасизма. Военным же показалось. что новый вождь унизил армию. Следом активизировались и исламские радикалы из организации "Братья-мусульмане", увидевшие в политической "оттепели" свой шанс взять реванш за подавленное восстание и "резню в Хаме". Против Башара ополчилась и прозападная столичная интеллигенция, считавшая, что "тюфяк" Башар топчется на месте с либеральными реформами. Словом, довольно скоро новый президент умудрился настроить против себя все политические группировки в стране. И тогда Башар, осознав, что если дело так пойдет и дальше, то он просто потеряет власть, решил снова "закрутить гайки". В стране было снова введено чрезвычайное положение, были закрыты ряд СМИ, спецслужбы отправили в тюрьмы известных правозащитников. Для сирийцев был закрыт доступ к Facebook, YouTube, Twitter и многим международным новостным сайтам.
В условиях чрезвычайного положения в мае 2007 года Асад был переизбран сроком на 7 лет - следующие выборы главы государства должны были бы состояться в 2014 году.
Но в начале 2011 года во многих странах Северной Африки и Ближнего Востока начались массовые выступления молодежи из исламских группировок против правящих режимов, получившее в западных СМИ название «Арабской весны». Своя "весна" пришла и в Сирию. Все начиналось с появления множества политических граффити. Так, в городе Дараа полтора десятка школьников возрастом от 10 до 15 лет были арестованы за граффити и избиты в полиции. Они принадлежали к влиятельным местным семьям, и с требованием освобождения мальчиков на улицы вышли сотни людей.
Вскоре демонстрации охватили большую часть Сирии, а к протестам городской интеллигенции решили примкнуть и "Братья-мусульмане, мечтающие отомстить режиму, а вместе с ними и десятки разнообразных суннитских религиозных экстремистов, которых поддерживала Саудовская Аравия. Западные дипломаты поддержали "восстание оппозиции", и очень скоро Сирия окунулась в пучину гражданской войны. И в одночасье Башар Асад из молодого реформатора и демократа в глазах западной дипломатии превратился в кровавого маньяка и чудовище.
Авиаудар по силам т.н. "умеренной сирийской оппозиции" в городе Дума недалеко от Дамаска
Башар, не имея собственной сплоченной команды и управленческого опыта, решил в создавшейся кризисной ситуации окружить себя родственниками и близкими. Сегодня всеми делами в стране заправляет клан Махлуфов, ведь из Махлуфов происходит и Аниса - супруга Хафеза Асада и мать нынешнего президента. Возглавляет клан Рами Махлуф (на фото он справа от Башара Асада) - самый богатый бизнесмен в Сирии, чье состояние оценивается в 6 млрд долларов. Брат Рами - Хафез Махлуф возглавлял спецслужбы Сирии. Также огромным влиянием пользуются выходцы из алавитского племени кальбийа, к которому относятся сами Асады. К примеру, Мохаммед Насиф Хейрбек, вождь алавитов, долгое время был доверенным советником Хафеза Асада, а сейчас отвечает за координацию действий с Ираном.
Правда, оппозиция уверена, что это не спасет режим Асада
Осталось лишь добавить последнюю деталь: в 2003 году, после падения режима Саддама Хусейна, партия Баас фактически исчезла с политической карты мира - за исключением Сирии, где она по-прежнему является главной "руководящей и направляющей" силой. Но именно в ликвидации всех приверженцев баасистской идеологии и состояла основа американской стратегии, последовательно реализуемой на Ближнем Востоке. И никого не смущает, что на смену баасистским идеологам светского социализма придет вовсе на западная демократия, но новое средневековье и Исламский Халифат, управляемый сумасшедшими фанатиками ИГИЛ, грезящими об истреблении всех неверных. Причина проста: светское арабское государство, построенное по западным лекалам, рано или поздно сможет бросить вызов политической и экономической гегемонии Запада, а вот псевдогосударство джихадистов - никогда.
allgrach Комментарий Редакции
Пример партии БААС и вышедших из неё лидеров арабских стран не является для нас чем-то отвлеченным. Даже наоборот - это серьезное предупреждение нам и нашему народу о том, как мощную идею (а таковой у БААС являлась идея панарабизма) можно испохабить разборками амбициозных лидеров, политическим интриганством, нечистоплотными методами, жаждой славы и власти. Насер, Асад-старший, Каддафи, Хуссейн - каждый из них оказался недостойным провозглашаемой идеи и не смог поднять себя на тот нравственно-духовный уровень, который давал лидеру право стать объединителем арабской нации и возможность успешно защищать панарабскую идею от происков врагов.
Мы должны помнить: будущую элиту России ждут те же испытания, что и лидеров БААС. Поэтому их участь должна быть наглядным уроком для каждого Русского человека (особенно выходцев из стран-осколков Российской Империи), отождествляющего себя с Белой Идеей.