12 апреля (31 марта) исполняется 200 лет со дня рождения А.Н. Островского, который на склоне лет сказал о себе: «У русского драматического искусства один только я…»
Род писателя не отмечен древностью и знатностью, да и дальше третьего колена предков своих Островский не знал. Дед писателя, Федор Иванович, протоиерей одной из костромских церквей, после смерти жены перебрался в Москву и ушел в Донской монастырь. Отец писателя Николай Федорович, хотя и окончил курс духовной академии, посвятил себя гражданской службе и приобрел потомственное дворянство.
Островский не оставил воспоминаний или рассказов о своем детстве. Известно, что прошло оно в Замоскворечье. Когда мальчику не было и девяти лет, умерла мать, у Александра были два младших брата и сестра.
Особыми способностями и успехами в учебе Александр не блистал: в гимназии курс окончил девятым из двенадцати, в университете на первом курсе показал успехи не выше хороших, а на втором курсе ученая карьера будущего драматурга уже закончилась. Нужно отметить, что по настоянию отца и вопреки своему желанию, Александр поступил не на словесный факультет, а на юридический. Душа к учебе не лежала, неудивительно, что когда «за неусердие» Островского оставили на второй год, он ушел из университета. Отец пристроил сына писарем в Московский суд.
Любовь к театру заставила Островского писать, а служба в суде показала, о чем писать. Первая пьеса Островского «Банкрот» была основана на материалах реального судебного дела. Книжка «Московитянина», где была опубликована пьеса, ходила из рук в руки. Прочитал ее и император Николай I, который написал свою резолюцию: «Напрасно напечатано, играть же запретить». Третье отделение установило за Островским негласный надзор.
Литература становится его жизнью. У Островского обнаружился удивительный талант раскрывать особенности характеров, поведения и языка окружающих. Он охотился за словечками, фразами, эпизодами, нетривиальными случаями и записывал все в свой блокнотик, откуда они попадали в его пьесы. Философия, политика его не занимали, горячих споров в объединениях «передовых» людей он не вел. Островский оставляет службу и становится завсегдатаем кофейни Печкина - любимого места артистов и литераторов, где всегда было весело: шутки, театральные байки, споры. Сюда захаживали Щепкин, Мочалов, Герцен, Катков, Самарин…
Быстрая и громкая слава после литературного дебюта сделала Островского центром шумного кружка молодых людей, которые были влюблены в русский национальный характер и в разгульный образ жизни. Согласно «братским правилам», каждый должен быть «верен, интересен, любить песни и не забывать пропускать рюмочку-другую». В воспоминаниях известный в то время певец де Лазари пишет об Островском: «Страшно увлекался он всем и всеми, а в особенности женщинами». Он одевался по последней моде, причесывался у лучших цирюльников, с удовольствием веселился с друзьями в кабачках, кофейнях, ресторанах. Островский легко сходился с людьми, притягивая их своей доброжелательностью и непринужденностью.
В духе «новой моды» Островский начал жить гражданским браком со своей соседкой, московской мещанкой Агафьей Ивановной. Отец писателя не смог вынести такого позора и разорвал с сыном отношения. Между тем необременительная связь с Агафьей Ивановной переросла в прочную привязанность - они прожили вместе 18 лет.
У Островского, переехавшего от отца, гостям нравилось. Агафья Ивановна его друзей не стеснялась, была хлебосольной хозяйкой, иногда пела старинные песни. Через несколько лет М. Семеновский, издатель «Русской старины», с разочарованием писал о сроднившемся с халатом и тапочками Островском, который работал за столом, заваленном бумагами вперемешку с шитьем Агафьи Ивановны, в комоде среди тряпок лежали его черновики, за стеной плакали дети… Островский предпочитал работать по ночам, когда дом затихал, много курил, много пил чаю, расхаживал по комнате, зачитывал написанное вслух. Возле печки, среди женского рукоделия, за пасьянсом создавался мир русского театра: «Доходное место», «Не сошлись характерами», «Воспитанница»…
14 января 1853 года наконец состоялась первая театральная премьера пьесы Островского - в Москве была поставлена пьеса «Не в свои сани не садись». Успех был ошеломительный, такого зрители еще не видели - артисты не играли, а жили на сцене. «Сани» поехали в Петербург. В Александринском театре на спектакле присутствовал император Николай I, которому пьеса очень понравилась - на следующее представление царь приехал уже с семьей. Островскому не довелось услышать комплименты государя - он покинул Петербург, получив известие о тяжелом состоянии здоровья отца. Приехав в имение Щелыково в Костромской области, Островский отца в живых не застал. Отец завещал ему маленький деревянный дом в Москве, большую часть наследства оставив младшим детям.
В этот период разгорелся неприятный для писателя скандал. В Москве объявился старый знакомый Александра Николаевича, с которым когда-то в юности они решили сообща написать пьесу. Дело у них не пошло: просидев три вечера, пьесу бросили на первых строчках, а несостоявшийся соавтор исчез. Теперь он явился, попросил вернуть свои тетрадки, а через несколько дней по Москве пошла гулять сплетня, будто Островский не сам пишет свои пьесы, а крадет у бедного артиста. Единственным способом опровергнуть клевету Островский считал написание новой пьесы, какой и стала «Бедность не порок». Сплетня оказалась живучей и всплывала еще не раз. Понадобилось серьезное изучение рукописей, которое окончательно решило вопрос об авторстве в пользу Островского.
К концу 1850-х гг. Островский все более отходит от почвеннических идей, от кружка друзей из редакции «Москвитянина» М.П. Погодина и все больше сближается с петербургской редакцией «Современника». Он не касался политики, открыто не поддерживал революционные идеи Чернышевского и Добролюбова, но его взгляды на искусство соответствовали радикальным идеям разрушителей традиционных христианских ценностей, которые проповедовали веру в прогресс, гуманизм, права человека и либеральную свободу.
В 1859 году Островский переживает серьезное увлечение известной актрисой Л.П. Косицкой.
Именно для нее он тайно писал свою пьесу «Гроза». Бурный роман оказался коротким - актриса предпочла драматургу другого. Александр Николаевич вернулся к Агафье Ивановне.
Едва закончился роман с Косицкой, Островский влюбился в молодую актрису Марию Васильевну Бахметьеву.
С ее появлением жизнь Агафьи Ивановны теряла смысл, она хоронила свою жизнь у него на глазах, часто болела, смерть одного за другим троих детей, прижитых с Островский, умножала ее страдания. После тяжелой болезни она скончалась, а вслед за ней умер и последний оставшийся от этого брака ребенок.
Островский испытывал глубокое чувство вины и… одиночества. Он уехал в Щелыково и целые дни проводил с удочкой у реки. После кончины Агафьи Ивановны Островский все медлил с новой женитьбой, хотя Мария Васильевна родила ему уже двух сыновей. Только после рождения третьего ребенка Мария Васильевна стала его законной женой.
Последние 20 лет жизни Островского пройдут под знаком работы, каждодневной, напряженной, бесконечной. Несмотря на Уваровскую премию, которую он получил за «Грозу», перстень, подаренный императором за исторические драмы, Островский устал пробиваться сквозь дебри цензуры и сплетен и все чаще думает уйти из театра. Островскому было обидно, что его пьесы имеют большой успех у зрителей, а доходы несправедливо малы.
Благодаря Островскому возникло Общество русских драматических писателей, которое защищало интересы драматургов, которые с каждой премьеры получали мизерный процент со сборов. Островский много переводил Сервантеса, Шекспира, Гольдони, печатался в «Отечественных записках» Некрасова.
Вместе с братом Островский выкупил у мачехи имение Щелыково, где попытался наладить хозяйство, которое пришло в упадок после смерти отца. Барина из него не вышло. Островский полюбил уединенный флигель, где можно было спокойно работать. И сегодня в Щелыково можно увидеть ключ Снегурочки - эта волшебная сказка написана здесь. П.И. Чайковский немедленно приступил к сочинению музыки к постановке, а Н.А. Римский- Корсаков написал оперу на сюжет «Снегурочки». Здесь были написаны пьесы «Трудовой хлеб», «Волки и овцы», «Богатые невесты», «Правда хорошо, а счастье лучше», «Бесприданница».
К 1877 году у Александра Николаевича было уже шестеро детей, которых надо было обеспечивать, и Островский загонял себя работой. Все чаще его беспокоит боль в сердце, одышка, астма.
К перстню Александра II добавилась золотая табакерка Александра III, подаренная за участие драматурга в комиссии по пересмотру Положения о театре. 1 января 1886 года Островского назначили управляющим московскими театрами. «Вот, дали белке за ее верную службу целый воз орешков, да только тогда, когда у нее уж зубов не стало», - горько шутил Островский. Он все чаще думал о смерти. У него уже случались тяжелые приступы. Ради спокойствия и уединения он уехал в Щелыково. 2 июня 1886 года, в Духов день, он внезапно скончался у себя в кабинете. Похоронили его тихо, по-домашнему на деревенском погосте Николо-Бережки рядом с отцом, без шествий и речей.
После смерти об Островском словно забыли - его пьесы объявили «немодными» и «устаревшими». В 1898 году в «Славянском базаре» молодой драматург Немирович-Данченко и актер Станиславский решили создать новый художественный театр. Он-то и откроет Чехова и вернет Островского, воплотив в жизнь его театральные идеи.
Юрий Кот,
блог на "Яндекс Дзен"
#Россия #история #литература