Мы все, решительно все, знаем это с детства: направо пойдёшь, налево пойдёшь... Художник Васнецов тоже знал это с детства, хотя его детство далеко отстоит от нашего.
Сказка. Вечное и древнее.
Но в этой сказке есть одна странность.
Вспомним - сказки сочиняет и хранит народ, простой народ. Сказка это УНТ - устное народное творчество, оно анонимно, не потому, что автор неизвестен, а потому, что прежде, чем сказка примет окончательную форму, каждый новый сказитель добавит что-то от себя. Авторские сказки появились довольно поздно. Еще когда Пушкин написал "Руслана и Людмилу" некий почтенный профессор Глаголев клокотал от гнева: что за моветон? Куда катится наша литература? Пристало ли образованному человеку рифмовать глупости, услышанные в детстве от няньки? (Да, образ Арины Родионовны на этом месте приобретает большее значение, чем нам казалось).
Народное и купное творчество. Значит - в нем должно быть всё из народной жизни. Ничего необычного, необычное отсеется в пересказе.
Разве что - уж очень крепко сидит.
Так вот необычное, загадка, в сказке для нас есть, только мы ее не видим, ибо мерим по себе.
Камень предупреждает. Но - кого или - как? (Годится любой вопрос). На нем начертана надпись.
Минуточку. Сказка пришла из устного творчества. Ее пересказывают друг дружке неграмотные крестьяне. В XIX веке, конечно, стремительно развивалось народное образование, но сказка-то несомненно намного старее. Она вроде как должна уходить корнями в те времена, когда неграмотен не только крестьянин-сказитель, но, извините, и сам витязь.
Алёша, допустим, прочтёт. Он Попович, его отец на горох ставил, чтоб зады затолмил, хотел по своей стезе наладить. Но Добрыня-то с каких пирогов грамотен? А Илья?
Так для кого начертана надпись, которую прочтет один путник из тысячи?
Трудился-выбивал, а о целесообразности не подумал?
Вот сочиняет талантливый мужичок за скирдовицей... Едет мол богатырь, а перед ним развилка да предупреждение... Мужик судит по себе, поэтому надпись не придет ему в голову. Он сочинит вещую ворону, дежурящую на камне, он самому камню велит заговорить человеческим голосом... Но мужик не может не спросить себя: если надпись, как же неграмотный-то разберется? Ой, нескладно...
Так в чем же дело? Камень с надписью некому придумать, но его придумали.
Просто корни этой сказки (как и всех сказок про наш "круглый стол" - "высокую гридницу" Владимира Красное Солнышко) уходят много глубже, чем мы думаем.
В дотатарское время, в период военного ослабления, но "информационного взрыва", начавшегося в первое же столетие после Крещения Руси.
Дело не в том, что юная дочь Великого князя держала салон, где баловались античными философами на древних языках. Дело вот в чем.
Хорошо, когда уровень элиты высок, особенно в наше время, когда пьяная "элита" ходит на четвереньках и изъясняется подзаборным языком, это кажется очень благодетельным. Но уровень социума определяется по нижнему срезу.
В Древней Руси эти записки писали холопы господину, жена мужу, работник - приятелю, девица - подружке, а мальчишка Онфим извел в школе кучу бересты на свои бессмертные каракули.
"Поклон от Марины сыну моему Григорию. Купи мне зендяницу (ткань, ЕЧ) добрую".
"Поклон от Якова куму и другу Максиму. Купи мне, кланяюсь, овса у Андрея. если он продаст. Возьми у него грамоту да пришли мне чтения доброго".
(Интересно, какого? "Александрию"? "Физиолог"? "Хожения в Святую Землю"?)
"Пошли ко мне Осташка-плотника".
(Кстати, береста не хуже бумаги, если уметь ее снимать правильно. Мой отец баловался. Снимал бересту так тонко, что засовывал ее вместо бумаги в пишущую машинку, сгодилось бы сейчас и для принтера. Если найду, как-нибудь сфотографирую и покажу. Я не умею).
Таким образом вывод наш прост - сказки - былины - старины - как ни назови, сочинялись во времена всеобщей грамотности. Дочек Ярослава Мудрого камень с надписью не удивлял. Каждый же прочтет.
В темные времена, после ига, такие моменты народна память попросту удержала, как камень удерживает очертание древнего папоротника. Просто удержала, без вопросов. Удержать и сочинить вещи разные. Непонятное удержать можно, а сочинить нельзя.
Кстати, когда, по общеевропейской моде, по деревням пошли странные чудаки с блокнотами в вещевых мешках - фольклористы - варианты былин про витязей они нашли (на разных диалектах) в самых разных пределах, в том числе - в местах сравнительно недавнего русского заселения. Не нашли, увы, только в Малороссии. Это косвенно подтверждает предположение, что именно в тех краях этнический состав населения сильно переменился, когда русские двинулись в земли похолоднее и подальше от кочевых.
Но это к слову.
Елена Чудинова,
блог на "Яндекс Дзен"