Алексей I Михайлович

Feb 04, 2020 12:00





О Нём бы рёк торжественный глагол,
И колокол звенел малино-розово...
Да, всё бы так, когда бы не Раскол,
Не протопоп Аввакум, не Морозова.

Да, честолюбец Никон день за днём
Губил Царя в слепом народном горе, и
Хребет Руси надломлен был при Нём,
При Нём, Тишайшим названным в Истории.
___________________________
* Иллюстрация: портрет Царя Алексея I Михайловича - копия с гравированного портрета XVII века.

Алексей Михайлович Тишайший (1629 - 1776) второй Русский Царь из династии Романовых, сын Царя Михаила Фёдоровича и его второй жены Евдокии.

С пяти лет под надзором воспитателя боярина Б.И.Морозова он стал учиться грамоте по букварю, затем приступил к чтению Часослова, Псалтыри и Деяний святых апостолов, в семь лет начал обучаться письму, а в девять - церковному пению. На 14-м году жизни Царевича торжественно «объявили» народу, а в возрасте 16 лет он вступил на московский престол.

Самодержавный Государь обладал мягким, добродушным характером. Духовная атмосфера, среди которой он жил, воспитание, характер и чтение церковных книг развили в нём религиозность. Алексей Михайлович лично занимался вопросами организации армии. Сохранилось штатное расписание рейтарского полка, выполненное самим Государем. Алексей Михайлович очень интересовался европейской прессой, с которой знакомился по переводам, выполненным в Посольском приказе. Одну из статей (о том, что свергшие и казнившие своего короля англичане сильно жалеют об этом) Царь лично зачёл боярам на заседании Боярской думы. Для доставки в Россию иностранных газет в 1665 году была организована первая регулярная почтовая линия, связавшая Москву с Ригой. Царь проявлял большой интерес к разным системам тайнописи. Разработанные им шифры использовали в дипломатической практике. В круг интересов Царя входили астрология и астрономия. Алексей Михайлович был музыкально одарён, хорошо разбирался в церковной и современной Ему европейской музыке.

Мягкая, общительная натура Царя нуждалась в советчике и друге. Им и стал видный церковный иерарх Никон (в миру Никита Минин). Будучи одно время митрополитом в Новгороде, где со свойственной ему энергией в марте 1650 года усмирил мятежников, Никон овладел царским доверием, посвящён был в патриархи и стал оказывать прямое влияние на дела государственные. Во время интронизации Никон вынудил Государя дать обещание не вмешиваться в дела Церкви. Царь и народ поклялись «послушати его во всём, яко начальника и пастыря и отца краснейшаго».

Многие годы собиравший греческие и византийские тексты, Никон считал важным привести русские православные обряды и книги в соответствие с греческими. Перед Великим постом 1653 года Никон предписал совершать крестное зна;мение тремя перстами, что противоречило актам Поместного Стоглавого Собора 1551 года, закрепившим двоеперстие. Далее Никон продолжил реформу, собирая соборы. Собор 1654 года положил начало делу унификации московских книг по греческим книгам, напечатанным в XVI веке на Западе. С подачи Никона решением поместного Московского собора 1656 года все крестящиеся двумя перстами были объявлены еретиками и преданы анафеме. Поспешная анафема собора 1656 года на всех крестящихся двумя перстами, и стала главнейшей причиною Русского Церковного Раскола, последствия которого не изжиты и через столетия. Крупнейшим лидером противников Никона, старообрядцев, стал протопоп Аввакум.

Молодой царь Алексей Михайлович почитал патриарха Никона, доверял его советам в делах государственного управления, а во время войн с Речью Посполитой (1654-1667) и длительного своего отсутствия оставлял патриарха де-факто во главе правительства. Повелением Царя к титулу патриарха «Великий Господин» был добавлен царский титул «Великий Государь».

Впоследствии произошло охлаждение отношений между Царём и патриархом. Во время польских войн 1654-1658 годов Царь часто отсутствовал в Москве, находился, следовательно, вдали от Никона и присутствием своим не сдерживал властолюбия патриарха. Вернувшись из походов, он стал тяготиться его влиянием. Видя, что Никон сам, убеждаясь в ошибочности своих решений, разочаровался в реформе и стал отходить от государственной службы, Царь перестал ходить на патриаршие богослужения в Успенском соборе и приглашать Никона на государственные приёмы. Горделивая душа архипастыря не могла снести обиды.

В июле 1658 года Никон оставил Москву: не отказавшись от Московской кафедры, он удалился в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, который сам основал в 1656 году и имел в своей личной собственности. Там Никон стал ждать, пока свершится церковный суд над ним, для чего Царь пригласил в Россию православных патриархов из других стран. Для суда над Никоном в 1666 году был созван Большой Московский собор, на который патриарха привезли под охраной. Царь заявил, что Никон без Его разрешения оставил церковь и отрёкся от патриаршества, тем самым давая понять, кому принадлежит реальная власть в стране. Присутствовавшие церковные иерархи поддержали царя и осудили Никона, благословив лишение его сана патриарха и вечное заточение в монастырь. Одновременно Собор 1666-1667 годов поддержал церковную реформу и предал проклятию всех её противников, которые стали именоваться раскольниками.

С падением Никона не уничтожено было главное его нововведение: исправление церковных книг. Многие священники и монастыри не согласились принять эти новшества. Особенно упорное сопротивление оказал Соловецкий монастырь; осаждённый с 1668 года, он взят был воеводой Мещериновым в феврале 1676 года, мятежники были перевешаны. В то же время на юге поднял бунт донской казак Степан Разин. Побузив свыше трёх лет в Поволжье он под Симбирском разбит был князем Юрием Барятинским, бежал на Дон, но выданный казаками, схвачен и казнён в Москве летом 1671 года.

В последние годы правления царя Алексея при дворе особенно возвысился боярин Артамон Матвеев (впоследствии убитый во время первого Стрелецкого бунта в мае 1682 года). Через два года после смерти своей первой жены Марии Милославской Царь женился на его родственнице Наталье Кирилловне Нарышкиной. Матвеев, большой поклонник западноевропейских обычаев, давал театральные представления, на которые ходил не только Царь, но и весь Царский двор. В сентябре 1764 года Государь объявил своего сына Фёдора наследником престола. 30 января (9 февраля) 1676 года Царь Алексей Михайлович Тишайший скончался от сердечного приступа на 47 году жизни.

Димитрий Кузнецов

#история_России #Романовы #Алексей_Михайлович #раскол #старообрядцы #стихи #поэзия

#Алексей_Михайлович, Государство Российское, #стихи, #Романовы, Поэтическая тетрадь, #старообрядцы, #история_России, #раскол, История, #поэзия

Previous post Next post
Up