С Юго-Востоком борются слухами

Apr 09, 2014 00:26


Слухи как приём информационно-психологической борьбы

Ознакомился с этим материалом. Полезно знать Сопротивлению Юго-Востока.

От себя добавлю про 2 вида слухов, опасных и вредных.


1) ТРЕВОЖНЫЕ СЛУХИ
Цель - заставить нестись сломя голову в разные концы города. После 5-го сообщения люди вообще ничему не верят и ничего не делают.
Получится не "моральный дух", а пустопорожнее истощение всех сил.
Помните притчу про молодого пастуха, который ради шутки кричал "Волки! Волки!" Ему было прикольно, что народ бегает толпами.
А когда волки пришли, на крики пастуха уже никто не прибежал. Не поверили.
2) ОБНАДЁЖИВАЮЩИЕ СЛУХИ.
Цель - лишить инициативы и усыпить бдительность, заставить пассивно "ждать Путина на танке".
После того, как сладкие слухи не подтверждаются - наступает разочарование, сильно подрывающее моральный дух.
Наиболее опасны, кстати, именно обнадёживающие слухи.
Из книги А.П. Назаретяна "АГРЕССИВНАЯ ТОЛПА, МАССОВАЯ ПАНИКА, СЛУХИ" (Лекции по социальной и политической психологии)
Утром 11 сентября на улицах Сантьяго появились танки, и путчисты взяли под контроль основные центры массовой коммуникации. Одновременно по городу стал быстро распространяться слух: армейская бригада под командованием Пратса с севера движется к столице, «обрастая, как снежный ком, добровольцами». Поясню, что бригада - это пятая часть сухопутных сил страны, а Карлос Пратс - кадровый генерал, известный своими левыми взглядами, которого чилийцы хорошо знали в лицо...
Левые с особой радостью внимали такой информации. Готовые к сопротивлению боевики приняли решение затаиться и начать вооруженное восстание против путчистов одновременно с подходом верной социалистическому правительству бригады Пратса...
Когда начались эти события, в Москве уже был поздний вечер, и я с группой латиноамериканцев пришел в телетайпную комнату ИОН. Всю ночь мы внимательно читали срочные сообщения зарубежных агентств, сопоставляя их с сообщениями ТАСС, советских радио и телевидения. Сведения о бригаде Пратса повторялись всеми и постоянно. Но была одна маленькая неувязка, которую я смог осознать лишь сутки спустя. В текстах иностранных агентств говорилось про слух, тогда как в тассовках никакого упоминания о слухе не было. Это различие в «уровнях рефлексии» оказалось роковым.
Чилийцы различных политических убеждений настроили свои радиоприемники на московскую волну: для одних это был единственный заслуживающий доверия источник информации, другим было в любом случае очень важно знать, как отреагирует СССР. И московское радио не заставило себя ждать. С небывалой для советских СМИ оперативностью в ту же ночь в редакции международного вещания была создана новая программа «Escucha, Chile!» (Слушай, Чили!), и немедленно в эфир полетело эмоциональное сообщение в духе: держитесь, чилийские братья, с вами все прогрессивное человечество, а с севера уже приближается на помощь бригада Карлоса Пратса!
Именно этого и ждали заокеанские режиссеры, чей следующий шаг был заранее тщательно продуман и подготовлен. Генерала Пратса, находившегося в столице под домашним арестом, срочно доставили на центральную телестудию и «проинтервьюировали» в прямом эфире. Первый вопрос звучал примерно так: «Только что Московское радио сообщило, что боевая бригада под вашим командованием движется с севера к Сантьяго. Как бы вы могли прокомментировать эту информацию?..»
Мне пришлось беседовать с десятками чилийских беженцев - коммунистов и социалистов - буквально через неделю после описанных событий и много позже. Все рассказывали про телеинтервью, относя его к числу самых мрачных и шокирующих событий того дня, но никто не помнил, что же ответил Пратс и какие еще задавались вопросы. Само его появление на экране и вступительный вопрос ведущего были настолько информативны и эмоционально значимы, что сделались одним из решающих факторов деморализации потенциальных бойцов. Люди признавались, что боевой энтузиазм, установка на борьбу и соответствующее направление мысли мгновенно сменились на противоположные: как бежать из страны!..

Назаретян, Харьков, Луганск, дочь офицера, слухи, Донецк, Украина, информационно-психологическая война

Previous post Next post
Up