ЦИФРОВОЙ КОНЦЛАГЕРЬ НАЧИНАЕТСЯ В ШКОЛЕ

Nov 27, 2020 11:44


У «цифровизаторов» образования горячий сезон. Сегодня как никогда им удобно продвигать идеи максимального перевода школ и вузов на удалёнку. Куй железо пока горячо, как говорится.

Удалёнка уже вызвала множество недовольства и возмущения. Но если бы вы знали, что нас ждёт впереди! Нынешняя удалёнка покажется досадным, но временным затруднением, по сравнению с тем, что на глобальном уровне приготовили в ООН, а в России продвигают «Высшая школа экономики», «Московская электронная школа», Сбербанк и т.д. Весь мир ждёт перевод образования на массовые онлайн-курсы, отказ от государственного регулирования, тотальный сбор данных со стороны корпораций про всех детей и многое другое. Об этом можно прочитать в Декларации Циндао 2015-го года - малоизвестный, но фундаментальный документ.

Декларация Циндао была принята на Международном форуме по сотрудничеству «Использовать цифровые возможности, возглавить трансформацию образования», организованном ЮНЕСКО, правительством Китайской Народной Республики, Муниципальным Правительством Циндао и Правительством Провинции Шаньдун 21-22 декабря 2015 г. в г. Циндао, КНР.

Если вы когда-либо прочитали хотя бы несколько документов ООН, то могло возникнуть впечатление, что канцелярию ООН заполонили любители старых восточных сказок. Стиль ооновских официальных документов не похож на обычный сухой бюрократический язык. В них много красивых и ярких слов. Другая особенность - задание множества общих рамок, т.е. задаются общие ориентиры и критерии, по которым будет оцениваться соблюдаются ли они или нет.

Тем не менее, это всё же официальные документы. За витиеватостью сложных фраз Декларации Циндао проступает чёткий смысл, не допускающий существенных неопределённостей и многозначного толкования.

Есть в Декларации Циндао и безусловно хорошие вещи вроде распространения практики обучения людей в ходе всей жизни, развития открытых образовательных ресурсов или подготовки учителей на новом уровне. Однако в ней заложены и такие «мины», которые могут радикально изменить сферу образования:

Признаётся преимущество открытых массовых онлайн-курсов перед традиционным образованием (п.13). Планируется, что к 2030-му году все учащиеся, включая младшие классы, будут учиться на онлайн-курсах и их прохождение будет приравниваться к очному образованию или, как минимум, дополнять его (п.5). При этом разработчикам курсов должна быть обеспечена возможность собирать любые «большие данные» об учащихся и процессе обучения (пп.14, 17, 18). В реформе образования всё большее место отводится негосударственным структурам (п.21). Государства должны платить частникам за их разработки (п.22), а также признавать выдаваемые «дипломы» и присваиваемые «квалификации» (п.16). Более того, государства обязаны вести пропаганду «правильного восприятия» реформ (п.17).

Я так понимаю, что миллиарды и триллионы из государственного (формального) образования потекут в руки транснациональных Интернет-гигантов типа Фейсбука или Гугла, а также в руки их местных союзников типа ВШЭ и Сбера в России. По аналогии свою долю получат реформаторы и в других странах.




На глобальном уровне регулирование этого процесса будет «прикрываться» авторитетом ООН, в т.ч. за счёт (п.23):
1) Специальных фондов, ускоряющих реформы.
2) Глобальной сети экспертов.
3) Координация разработок.

Кроме того, потребуется обеспечить «надёжную, достоверную и убедительную оценку» онлайн-курсов (п.15). Вот здесь интересно кому это сделать как не тому же Фейсбуку или ВШЭ, опирающихся на «глобальную сеть экспертов» (п.23)? Когда речь идёт о триллионах хоть рублей, хоть долларов, разве нужны конкуренты или государственный контроль (п.21)?

Если совсем коротко, то я опасаюсь, что государство отдаст образование на откуп транснациональным корпорациям, которые приобретут неограниченную власть над умами людей с детских лет. Причём государства будут обязаны ещё и оплачивать этот банкет невиданной щедрости.




Не случайно активный интерес к реформе образования проявляет Греф с его «Школьной цифровой платформой» и «Учителем для России» (филиал проекта западного проекта «Teach for all»). Контроль над сферой образования - это и контроль над огромными деньгами, и, что особенно важно, контроль над данными о каждом человеке. И, пожалуй, контроль над данными несравненно важнее осваиваемых на образовании денег, потому что данные - это власть.

Как раз в недавнем выпуске передачи «Бесогон» Никита Михалков разбирал проект «Учитель для России». И, оказывается, в его рамках уже собирают личные данные детей, а в продвижение этих трансформаций вовлечены родители, учителя, директора школ и даже региональные образовательные власти!

Активнейший интерес к цифровизации на условиях, выгодных транснациональным корпорациям, продвигает и Высшая школа экономики, выпустившая пропагандистскую серию книг про «светлое будущее» образования в руках цифровизаторов.

Разумеется, прогресс должен продолжаться, и в той же Декларации Циндао есть простор для выбора вариантов будущего, в которых правительство сохраняет ведущую роль в сфере образования и работает не транснациональные корпорации, а на своё общество. Но пока практика такова, что наиболее подготовленными к реформе являются те, кто как раз может получить максимальную выгоду от реализации негативного сценария. И наша задача защитить детей, образование и общество в целом от огромного расширения власти транснациков.

ПС 1

Вот ещё видео по теме. Эксперт говорит об этой Декларации Циндао и целях «цифровизаторов», а также о других аспектах общественной безопасности и информационно-психологической войны за умы людей:

ПС 2

А вот та самая передача Михалкова про цифровизаторские устремления Грефа.

Разбор деятельности Грефа по сбору личных данных и попыткам влезть в сферу образования.

Сбер, образование, ВШЭ, система влияния, ООН, цифровизация

Previous post Next post
Up