Шторм в Сен-Назере

Mar 28, 2016 12:00

Оригинал взят у patrik1990 в Шторм в Сен-Назере




В годы Второй мировой войны порт Сен-Назера оказался стратегически важным для Военно-Морского флота нацистской Германии. Во-первых, он служил крупной базой для подводных лодок, и во-вторых, здесь находился единственный в Атлантике сухой док, способный принимать линкор Тирпиц. Построенный специально под лайнер «Нормандия», он был самым большим сухим доком в мире на 1932 год. По данным британской разведки, именно в порт Сен-Назера немцы планировали, в случае необходимости, перевести Тирпиц из Норвегии для возможности контроля вод Атлантического океана.






Британское военно-морское ведомство, конечно же, не могло допустить, чтобы столь сильный игрок, как Тирпиц, появился на театре военных действий в Атлантике и обосновался во французском Сен-Назере - это кардинально изменило бы баланс сил. Операции «Колесница» по выводу дока в ключевом порту из строя начали разрабатывать с осени 1941 года.
Для участия в рейде англичане привлекли устаревший эсминец «Кэмпбелтаун» (HMS Campbeltown). В трюме «Кэмпбелтауна» четыре тонны взрывчатки были залиты бетоном (чтобы не смогла найти команда разминирования кригсмарине), которые вдобавок закрыли фальшпереборкой. Борта усилили бронелистами, чтобы попадание случайного снаряда не вызвало детонацию. На эсминце сильно срезали трубы для придания схожести с силуэтами немецких миноносцев.



Эсминец должен был высадить коммандос, а затем его планировали взорвать у шлюзовых ворот сухого дока. Катера в это время прикрывали бы коммандос и моряков огнём, а после окончания схватки забрали бы всех домой.
Коммандос ставились задачи: разрушить постройки базы, верфь, причалы и оборудование, а если удастся преодолеть оборону - то и подводные лодки. Сами коммандос разделялись на несколько групп:
1. Две ударные, целью которых служило подавление сопротивления, уничтожение расчётов береговой артиллерии и противовоздушной обороны.
2. Пять команд подрывников с отделениями прикрытия.
3. Группа миномётчиков.
Подрывники сосредоточивались на уничтожении насосного оборудования сухого дока и прочих мощностей. Всего в ходе рейда оказалось задействовано 622 моряков и солдат. После месяца подготовки (с конца февраля 1942 года) операцию запланировали на 28 марта 1942 года.




Атаке с моря предшествовала бомбардировка силами Королевских ВВС, не приведшая ни к каким результатам.
Отряду кораблей удавалось какое-то время обманывать береговую охрану, но в определённый момент немцы спохватились и открыли ураганный огонь по десанту.




Тем не менее эсминец «Кэмпбелтаун» смог ворваться в гавань, протаранить ворота сухого дока и высадить десант, находившийся на его борту. «Кэмпбелтаун» повредил массивные шлюзы дока и подъёмные механизмы, но торпедные катера, следующие за ним, попали под сильный артиллерийский огонь, и несколько из них были уничтожены сразу. Так, к причалам Сен-Назера сумели подойти только пять из шестнадцати катеров. Уцелевшие корабли поспешили выйти из зоны интенсивного огня, рассчитывая на высадившихся бойцов десанта.




Коммандос столкнулись с сильным сопротивлением береговой охраны. Впрочем, они сумели подавить несколько огневых точек и взорвать несколько орудийных батарей. Пробиваться к подводным лодкам они не стали ввиду всё возрастающего и всё более организованного сопротивления гарнизона порта. К немцам начали подтягиваться резервы из пригорода. Коммандос противостояли солдаты двух зенитных батальонов ПВО морской базы, члены экипажей немецких кораблей и подводных лодок и все боеспособные солдаты гарнизона (около 2000 человек).




Ситуация складывалась следующим образом:
1. Эсминец смог пробить ворота сухого дока.
2. Почти половина судов десанта была уничтожена.
3. Часть портового оборудования была или уже уничтожена или заминирована (в том числе водяные насосы дока).
Но оставалось самое сложное - оставшимся кораблям вновь подойти к берегу, под всё ещё мощным огнём неподавленных батарей, и забрать коммандос, которым приходилось отбивать всё более организованные атаки.
Семь десантных кораблей, канонерская лодка и торпедный катер вошли в гавань и приняли на борт моряков с «Кэмпбелтауна». При попытке подойти к пирсам, куда начинали подтягиваться раненые коммандос, немцами были потоплены торпедный катер и транспорт. Дальнейшее пребывание в зоне обстрела становилось всё опаснее. Остатки кораблей десанта развернулись в сторону Англии и взяли курс на свою базу.




Оставшиеся на берегу солдаты, видя уход своих кораблей, попытались пробиться в окрестности портового города. Но боеприпасы заканчивались, несколько десятков человек было уже убито и ранено; постепенно англичане начали сдаваться в плен. Из тех, кто остался на берегу, как это ни удивительно, пятеро сумели избежать плена и уйти из города. Они вернулись домой через Испанию и Гибралтар.
Примерно десять часов спустя в застрявшем во входе в док эсминце сработали взрывные механизмы. Немцы не смогли обнаружить тщательно спрятанную взрывчатку. От мощного взрыва погибло почти три сотни немецких солдат, работавших на самом корабле, в том числе - около 40 офицеров. А всего потери гарнизона порта вследствие рейда составили 360 человек. Вместе с ними также погибло около 60 местных жителей, пришедших посмотреть на восстановительные работы.




160-тонные ворота (кессоны) шлюза оказались разрушены. Док был полностью выведен из строя, его восстановление продлилось и после окончания войны, до 1948 года.
При отходе один из торпедных катеров сбросил у пирса (по другим данным, выпустил в стены) две торпеды, также с замедленным действием. Они взорвались сутки спустя после самоликвидации «Кэмпбелтауна», и без того увеличив сумятицу в приходящей в себя после атаки морской базе.
Германия оценила акцию как провальную, а съёмки пленных английских солдат и затонувших на побережье кораблей королевского флота министерство пропаганды демонстрировало всю войну, вкупе с кинохроникой действительно провального Дьеппского десанта, чтобы показать силу оборонительных мощностей атлантического вала и бесперспективность морских десантов сил антигитлеровской коалиции.




Великобритания заявила о решительном успехе и целиком достигнутых поставленных результатах, демонстративно заочно наградив пленённого офицера, руководившего операцией. По мнению английской стороны, именно по результатам рейда линкор Тирпиц так и остался запертым в норвежских фьордах и не смог качественно повлиять на ход войны в Атлантике.
В Великобритании за рейдом на Сен-Назер также закрепилось название «Рейд всех времён» (The Greatest Raid of All).

image You can watch this video on www.livejournal.com



P.S. Это пример отношения англичан к своей истории. Даже потерпев поражение, они называют себя Победителями!
Нашему народу есть чему у них поучиться!

Вторая мировая война

Previous post Next post
Up