Корбюзье, выражая свое мнение по поводу архитектуры Нью-Йорка, высказался таким образом: «Это катастрофа, но катастрофа прекрасная.» Пожалуй, то же самое можно сказать и про архитектуру Торонто.
В Торонто вместо камня - сплошное зеркальное стекло. Голубое, изумрудное, золотое. Плоских прямоугольных коробок, подобно нью-йоркским небоскребам, почти нет - преобладают ступенчатые конструкции, башни. Небоскребов в Торонто не так много, как в Нью-Йорке, и они возвышаются как сибирские кедры над многочисленными елочками. От такого неизобилия небоскребов улицы Торонто светлые, каждый небоскреб привлекает внимание, и солнечные лучи играют в них тысячами цветных отсветов. Их видно издалека, каждый сам по себе.
Торонто не похож своей небоскребной архитектурой на американские города. И мне это нравится. Когда спрашивают про Монреаль, самое расхожее, что слышишь - «северный Париж». Да, в архитектуре Монреаля присутствуют элементы, характерные для Парижа (и это делает город поистине привлекательным), но до Парижа ему ой как далеко - кто был в Монреале и Париже, со мной согласятся. Про даунтаун Монреаля тоже можно сказать - «маленький Нью-Йорк».
Наверное, хорошо жить в городе, который одновременно похож на два знаменитых города мира. Однако мне больше по душе города, которые похожи только сами на себя. Шекспир писал, подчеркивая уникальность столицы Англии: «все города похожи, как два пенса, но не похож на них, как шиллинг, Лондон». Я думаю, что-то подобное можно написать и про Торонто, город, который похож только на себя.
В Канаде никто не навязывает никому своих представлений о культуре, религии или идеологии. Все, что не затрагивает права других людей и не нарушает общие для всех законы, имеет здесь право на существование.
Только одна характерная деталь: если вы плохо знаете или вообще не знаете английский или французский язык, а это два равноправных государственных языка в Канаде, то, например, в муниципальных органах или суде вам обязаны предоставить бесплатного переводчика.
В полиции также есть переводчики, и достаточно набрать номер телефона и назвать желаемый язык общения, чтобы к телефонной линии подключился переводчик.
Живя в Торонто, самом крупном и интернациональном мегаполисе Канады с населением более 4,5 миллиона человек, я на собственном опыте убедился, что многие вполне комфортно чувствуют себя, не пользуясь государственными языками.
Например, в Северном Йорке, районе Торонто, в котором проживают около 100 тысяч выходцев из бывшего СССР, приехавших в Канаду различными путями и в разные годы, русскую речь можно услышать повсюду - в магазинах, во дворах домов, в туристических агентствах и автомеханических мастерских, в медицинских заведениях и в школах.
Канадцы часто называют этот Северный Йорк «Рашн эриа», или Русским районом, хотя и китайцев здесь проживает не меньше, и коренных канадцев. Рассказывают, что один пенсионер, переехавший в Канаду к своему сыну и проживший без малого два года в Северном Йорке, попав случайно в другой район Торонто, искренне удивлялся тому, что в магазине или аптеке не понимали его русскую речь.
Вообще этническая составляющая государственной политики Канады - это особый разговор. Нигде в официальной статистике вы не встретите деление на этнические группы.
Запрет на этническую, расовую, религиозную, социальную и возрастную дискриминацию не только подкреплен практикой и законодательством.
При устройстве на работу никто не имеет права спросить, какова ваша национальность, возраст и семейное положение. Даже в отчете шефа полиции Торонто о криминальной ситуации вы не встретите упоминания о принадлежности преступников к тем или иным этническим группам, хотя, как признает общественность, это ограничение во многом усложняет анализ ситуации и планирование борьбы с криминалом.
Трамвай на улицах ночного Торонто.
Пешеходный переход рядом со стройкой.