Драгоцѣнный даръ разсужденiя отъ Духа Святаго

Sep 08, 2014 10:07


Прекрасный дiалогъ



"Однажды утромъ отецъ Епифанiй у себя дома бесѣдовалъ съ посѣтителями, одинъ изъ которыхъ былъ коммунистомъ. Во время разговора пришёлъ одинъ человѣкъ и сказалъ, что всѣ Афины увешены фотографiями Мао Цзедуна съ надписью: «Слава великому Мао» (въ тотъ день этотъ китайскiй диктаторъ умеръ).

- Дитя мое, - сказалъ батюшка, - безбожниковъ не существуетъ. Есть идолослужители, которые убираютъ Христа и на Его мѣсто ставятъ своихъ идоловъ. Мы говоримъ: «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу», а они говорятъ: «Слава великому Мао». Выбирай, что хочешь.

- И Вы, дѣдушка, выбираете Вашъ наркотикъ, - отвѣтилъ коммунистъ. - Только Вы называете его Христомъ, другiе - Аллахомъ, третьи - Буддой.

- Чадо мое, Христосъ - это не наркотикъ. Христосъ - это Творецъ всѣй Вселенной. Тотъ, Кто премудро руководитъ всѣмъ: отъ множества гигантскихъ галактикъ, до мельчайшихъ частицъ микрокосмоса. Тотъ, Кто всѣмъ намъ даётъ жизнь. Тотъ, Кто привёлъ тебя въ мiръ и далъ тебѣ такую свободу, что ты можешь оспаривать и даже отрицать Его существованiе.

- Дѣдушка, Ваше право во всё это вѣрить, но это вовсе не означаетъ, что это и есть истина. У Васъ есть доказательства?

- Вы всё это считаете вымысломъ, такъ? А у Васъ есть доказательства? Вы можете мнѣ доказать, что всё то, во что я вѣрю, - ложь?

- ?!

- Не отвѣчаете, потому что и у Васъ нѣтъ доказательствъ, а значитъ, Вы просто вѣрите въ то, что это вымыселъ. Вы, отвергая мою вѣру, въ сущности, вѣрите въ своё невѣрiе, поскольку не можете предоставить доводовъ. Но долженъ Вамъ сказать, что моя вѣра имѣетъ свою основу. Существуютъ сверхъестественные факты, на которыхъ она базируется.

- Одну минутку. Разъ ужъ Вы говорите о вѣрѣ, то что Вы скажете, къ примѣру, мусульманамъ или буддистамъ, вѣдь, и они говорятъ о вѣрѣ, и они заявляютъ о высоконравственныхъ ученiяхъ. Почему же Ваша вѣра должна быть лучше ихъ вѣры?

- Этимъ вопросомъ устанавливается критерiй истины, потому что, естественно, истина одна, нѣтъ многихъ истинъ, и эта истина проста. Кто же обладаетъ истиной? Вотъ главный вопросъ. Поэтому речь идётъ не о томъ, чья вѣра лучше или хуже! Речь идётъ о единственно правильной вѣрѣ! Я согласенъ, что нравственные ученiя имѣютъ и другiе вѣроисповѣданiя, но нравственное ученiе христiанства несравненно выше. Однако мы вѣримъ въ Христа не изъ-за Его ученiя, не изъ-за Его «любите другъ друга» и не за Его проповѣдь о мирѣ и справедливости, о свободѣ и равенствѣ. Мы вѣримъ въ Христа, поскольку Его пришествiе на Землю сопровождалось сверхъестественными событiями, которые свидѣтельствуютъ о томъ, что Онъ - Богъ.

- Подождите. И я согласенъ съ тѣмъ, что Христосъ былъ замѣчательнымъ философомъ и великимъ преобразователемъ, но не будемъ сейчасъ же дѣлать Его и Богомъ …

- Да, чадо мое, всѣ великiе невѣрующiе въ исторiи спотыкались на этомъ. Утвержденiе, что Христосъ есть Богъ, и было той самой рыбьей костью, которая застревала у нихъ въ горлѣ, и они не могли её проглотить! Многiе изъ нихъ были готовы сказать Господу: «Не говори, что Ты Богъ вочеловѣчившiйся; скажи, что Ты простой человѣкъ, и мы готовы Тебя обоготворить. Почему Ты хочешь быть вочеловѣчившимся Богомъ, а не обоготворённымъ человѣкомъ? Мы готовы Тебя обоготворить, провозгласить Тебя величайшимъ, святѣйшимъ, благороднѣйшимъ, честнѣйшимъ изъ людей, непревзойдённымъ, единственнымъ и неповторимымъ. Тебѣ этого недостаточно?»

Первый среди отрицающихъ божество Христа, Эрнестъ Ренанъ [французскiй историкъ, философъ (1823-1892)], обращаясь къ Нему, восклицаетъ: «И черезъ десятки тысячъ лѣтъ черезъ Тебя народъ будетъ устремляться ввысь», [Ты являешься] «краеугольнымъ камнемъ человѣчества, и исчезновенiе Твоего имени изъ этого мiра сотрясётъ его до основанiя», «вѣка будутъ проповѣдывать, что не родился изъ сыновъ человѣческихъ никто, кто бы превзошёлъ Тебя». Но на этомъ всѣ останавливаются - и Ренанъ, и ему подобные. Слѣдующiе ихъ слова: «Но всё-таки Ты не Богъ!»

И какъ не понимаютъ эти несчастные невыразимую трагедiю для своихъ душъ. Дилемма неизбѣжна, и она безжалостна: либо Христосъ - это вочеловѣчившiйся Богъ, тогда, и только тогда, Онъ, дѣйствительно, представляетъ собой нравственнѣйшiй , святѣйшiй и благороднѣйшiй образъ человѣчества, либо Онъ не является вочеловѣчившимся Богомъ, и тогда Ему невозможно имѣть всѣхъ этихъ достоинствъ. Но, если Христосъ - не Богъ, тогда речь идётъ объ ужаснѣйшемъ, мрачнѣйшемъ и ненавистнѣйшемъ существѣ человѣческой исторiи.

- Что Вы говорите!

- Да, тяжёлые, но абсолютно истинные слова. И объясню почему. Что говорили о себѣ или что о себѣ думали всѣ настоящiе мужи человѣчества?

«Премудрѣйшiй всѣхъ мужей» Сократъ говорилъ: «Я знаю, что ничего не знаю».

Всѣ извѣстные мужи Ветхаго и Новаго Завѣтовъ, отъ Авраама и Моисея до Iоанна Крестителя и Павла, называли себя «землёй и пепломъ», «несчастными», «извергами» и т. п. (Быт.18:27; Iов.42:6; Исх.3:11; 4:10; Суд.6:15; 1Цар.24:15; Пс.21:7; Ис.6:5; Iер.1:6; 17:14; Дан.3:29,30,39; Iн.1:20-27; 1Кор.15:8,9; Рим.7:24; Тим.1:15; …). Поведенiе же Iисуса Христа, напротивъ - на удивленiе иное.

Я говорю «на удивленiе иное», такъ какъ было бы естественно и логично, чтобы Его поведенiе ничѣмъ не отличалось отъ ихъ поведенiя. Онъ, какъ первѣйшiй и превосходнѣйшiй изъ всѣхъ, долженъ былъ имѣть ещё болѣе смиренное и низкое о Себѣ мнѣнiе (Сир.3:18). Нравственно совершеннѣйшiй изъ всѣхъ долженъ былъ бы превзойти въ смиренной самооцѣнкѣ не только всѣхъ своихъ предшественниковъ, но и въ цѣломъ любого человѣка, отъ сотворенiя мiра до конца вѣковъ.

Но мы видимъ обратное!

Прежде всего, Онъ объявляетъ Себя безгрѣшнымъ: «Кто изъ васъ обличитъ Меня въ неправдѣ» (Iн.8:46), «… идётъ князь мiра сего, и во Мнѣ не имѣетъ ничего» (Iн.14:30).

Онъ высказываетъ о Самомъ Себѣ очень высокiе идеи: «Я свѣтъ мiру» (Iн.8:12), «Я есмь путь и истина и жизнь» (Iн.14:6).

Кромѣ того, Онъ заявляетъ и требуетъ отъ людей, чтобы они полностью посвятили себя Ему. Онъ входитъ даже въ самые священные человѣческiе отношенiя и говоритъ: «Кто любитъ отца или мать болѣе, нежели Меня, не достоинъ Меня; и кто любитъ сына или дочь болѣе, нежели Меня, не достоинъ Меня» (Мѳ.10:37); «Я пришелъ раздѣлить человѣка съ отцомъ его, и дочь съ матерью ея, и невѣстку со свекровью ея» (Мѳ.10:35). Своимъ ученикамъ Онъ предрекаетъ страдальческую жизнь и смерть: «… будутъ отдавать васъ въ судилища и въ синагогахъ своихъ будутъ бить васъ, и поведутъ васъ къ правителямъ и царямъ за Меня… Предастъ же братъ брата на смерть, и отецъ - сына; и возстанутъ дѣти на родителей, и умертвятъ ихъ; и будете ненавидимы всѣми за имя Моё; претерпѣвшiй же до конца спасётся… не бойтесь убивающихъ тѣло … кто отречётся отъ Меня предъ людьми, отрекусь отъ того и Я … потерявшiй душу свою ради Меня сбережетъ её» (Мѳ.10:17-39).

Я Васъ спрашиваю: кто и когда дерзалъ требовать отъ людей, чтобы они любили его больше своей собственной жизни? Кто и когда дерзалъ заявить о своей абсолютной безгрѣшности? Кто и когда дерзалъ говорить: «Я есмь Истина»? (Iн.14:6). Никто и никогда! Это могъ сдѣлать Одинъ только Богъ. Вы можете себѣ представить, чтобы Вашъ Марксъ сказалъ нѣчто подбное? Его бы сочли сумасшедшимъ, и никто бы за нимъ не пошелъ.

Теперь подумайте, сколько миллiоновъ людей пожертвовали всѣмъ, даже своей жизнью, ради Христа, вѣря въ истинность Его словъ о Себѣ Самомъ! Если бы Его проповѣдь о Себѣ была ложной, Iисусъ былъ бы саой ужасной личностью исторiи, ведущей столь многихъ къ такимъ огромнымъ жертвамъ! Кто изъ людей, какимъ бы выдающимся, великимъ и мудрымъ он ни былъ, былъ бы достоинъ этой великой жертвы? Никто! Одинъ только Богъ!

Скажу другими словами. Человѣкъ, который потребовалъ бы такой жертвы отъ своихъ послѣдователей, сталъ бы самой отвратительной личностью въ исторiи. Христосъ, однако, не только требовалъ, но и преуспѣлъ въ этомъ. Болѣе того, даже тѣми, кто отрицаетъ Его Божество, Онъ былъ признанъ благороднѣйшей и священнѣйшей личностью въ человѣческой исторiи. Итакъ, либо Его противники поступаютъ неразумно, провозглашая священнѣйшей самую ужасную личность, либо, чтобы не допустить отсутствiе логики и правильно объяснить существованiе Христа и Его притязанiя на святость, они вынуждены будутъ согласиться съ тѣмъ, что Христосъ можетъ остаться благороднѣйшей и священнѣйшей личностью человѣчества только при условiи, что Онъ - Богъ! Въ противномъ случаѣ Онъ, какъ я уже сказалъ, не святѣйшая, но самая отвратительная фигура въ исторiи, такъ какъ явился причиной самыхъ великихъ жертвъ всѣхъ вѣковъ, жертвъ во имя лжи! Такъ можно доказать Божество Христа на основанiи тѣхъ самыхъ характеристикъ, которые даютъ Ему Его противники!...

- Всё, что Вы сказали, дѣйствительно, производитъ впечатлѣнiе, но это одни лишь разсужденiя. А историческiе данные, которые могли бы обосновать Божество Христа, у Васъ есть?

- Я уже сказалъ Вамъ, что вещественными доказательствами Его Божества являются сверхъестественные событiя, которые происходили во всё время пребыванiя Христа на Землѣ. Онъ не ограничился лишь проповѣдью вышеприведённыхъ истинъ, но подтвердилъ Свои слова множествомъ чудесъ. Слѣпымъ возвращалъ зрѣнiе, исцѣлялъ разслабленныхъ, двумя рыбами и пятью хлѣбами насытилъ пять тысячъ мужчинъ и множество женщинъ и дѣтей, повелевалъ силамъ природы, и тѣ повиновались Ему, воскрешалъ мёртвыхъ, воскресилъ Лазаря, спустя четыре дня послѣ его смерти. Но величайшимъ изъ чудесъ было Его Воскресенiе изъ мёртвыхъ.

Всё зданiе христiанства основывается на фактѣ Воскресенiя. И объ этомъ говорю не я, объ этомъ говоритъ апостолъ Павелъ: «… если Христосъ не воскресъ, то вѣра наша тщетна» (1Кор.15:17). Если Христосъ на воскресъ, тогда всё рушится. Но Онъ воскресъ, и это свидѣтельствуетъ о томъ, что Онъ есть Господинъ жизни и смерти, а значитъ Богъ.

- Вы что, всё это видѣли? Почему Вы въ это вѣрите?

- Нѣтъ, я не видѣлъ, но это видѣли другiе - апостолы. Въ дальнѣйшемъ они сдѣлали это извѣстнымъ, и даже болѣе -запечатлѣли это своей кровью, что и является высшимъ свидѣтельствомъ.

Приведите и Вы мнѣ кого-нибудь, кто сказалъ бы, что Марксъ умеръ и воскресъ, и за это свидѣтельство пожертвовалъ бы своей жизнью, и тогда я, какъ честный человѣкъ, повѣрю ему.

- Пожалуйста. Тысячи коммунистовъ были замучены и погибли за свои убежденiя. Почему же Вы не становитесь приверженцемъ коммунизма?

- Это - Ваша точка зрѣнiя. Коммунисты умерли за свою идеологiю, а не за реальные событiя. А въ любую идеалогiю очень легко и незамѣтно можетъ проникнуть ошибка. Человѣческой душѣ свойственно жертвовать собой за предмѣтъ своей вѣры, этимъ и объясняется то, что многiе коммунисты умерли за свою идеологiю. Однако это совсѣмъ не обязываетъ насъ считать её правильной.

Одно дѣло - умерѣть за свои идеи и другое - за факты! Такъ, апостолы умерли не за идеи, не за «любите другъ друга», не за нравственные завѣты христiанства - они умерли, свидѣтельствуя о сверхъестественныхъ событiяхъ. И когда мы говоримъ о событiи, то имѣемъ въ виду то, что поддаётся нашему чувственному воспрiятiю. Апостолы свидѣтельствовали о томъ, «что слышали, что видѣли своими очами, что разсматривали и что осязали руки наши» (1Iн. 1:1; Iн.19:35).

Основываясь на одномъ замѣчательномъ разсужденiи Паскаля, можно сказать, что съ апостолами случилось одно изъ трёхъ: или они заблуждались сами, или ввели въ заблужденiе насъ, или сказали намъ истину.

Разсмотримъ первое утвержденiе. Апостолы не могли ошибаться, потому что сами были свидѣтелями и очевидцами всего, о чёмъ они говорятъ. Кромѣ того, они вовсе не были фантазёрами, не было у нихъ никакой психологической склонности къ принятiю факта Воскресенiя. Напротивъ, они были поразительно недовѣрчивыми. Евангелiе полностью раскрываетъ намъ это ихъ душевное расположенiе: они не довѣряли свидѣтельствамъ о томъ, что кто-то видѣлъ Его воскресшимъ. (Мѳ.28:17; Мк.16:11,13-14; Лк.24:11,21; Iн.20:25).

И ещё. Кѣмъ были апостолы до призванiя ихъ Христомъ? Можетъ быть, они были честолюбивыми политиками или страстными мѣчтателями, которые надѣялись покорить человѣчество, чтобы такимъ образомъ воплотить свои философскiе и соцiальные фантазiи? Нѣтъ. Они были безграмотными рыбаками, и ловля рыбы было единственное, чѣмъ они интересовались, чтобы прокормить свои сѣмьи. Вотъ почему послѣ Распятiя Господа, несмотря на всё видѣнное и слышанное, они возвратились къ своимъ сѣтямъ и лодкамъ. То есть у нихъ, какъ я уже сказалъ, вовсе не было никакой предрасположенности къ тому дѣлу, которое они должны были продолжать. И только послѣ Пятидесятницы апостолы «облеклись силою свыше» и стали учителями всей Вселенной.

Второе утвержденiе: можетъ быть, апостолы ввели насъ въ заблужденiе? Можетъ быть, они сказали намъ неправду? Но тогда съ какой цѣлью? Что это имъ дало? Можетъ быть, деньги? Можетъ быть, почести? Можетъ быть, славу? Всякiй говорящiй ложь дѣлаетъ это въ расчётѣ на полученiе выгоды. Но апостолы, проповѣдуя Христа распятаго и воскресшаго изъ мёртвыхъ, получили за это лишь скорби, труды, бичеванiя, избiенiя камнями, кораблекрушенiя, голодъ, жажду, наготу, опасности отъ разбойниковъ, избiенiя палками, темницы и, наконецъ, смерть. И всё это во имя лжи? Такъ думать было бы полнымъ безумiемъ.

Слѣдовательно, апостолы ни сами не заблуждались, ни насъ не ввели въ заблужденiе! Остаётся третье утвержденiе - они сказали намъ истину.

Я долженъ замѣтить Вамъ слѣдующее: подлинную исторiю записали намъ только евангелисты. Они приводятъ факты, и только факты, не давая имъ личной оцѣнки, никого не хваля и не осуждая. Не дѣлая ни малѣйшей попытки преувеличить, или, наоборотъ, умалить, или скрыть какой-либо фактъ, они представляютъ факты какъ они есть, чтобы эти факты говорили сами за себя.

- Можетъ быть, въ случаѣ съ Христомъ имѣла мѣсто такъ называемая мнимая смерть? На дняхъ газеты писали объ одномъ индусѣ, котораго похоронили, но черезъ три дня , раскопавъ могилу, нашли живымъ.

- Ахъ, чадо мое. Я снова напомню Вамъ слова блаженнаго Августина: «Невѣрующiе, вы вовсе не недовѣрчивы. Вы легковѣрны. Вы соглашаетесь съ самымъ невѣроятнымъ, самымъ противоречивымъ, самымъ нелѣпымъ, чтобы отвергнуть чудо!» Нѣтъ, чадо мое. У Христа не было такъ называемой мнимой смерти. Прежде всего, у насъ есть свидѣтельство римскаго сотника, который завѣрилъ Пилата въ фактѣ смерти. Также и Евангелiе намъ сообщаетъ, что Господь въ самый день Своего Воскресенiя бесѣдовалъ съ двумя учениками, направляясь вмѣстѣ съ ними въ Эмаусъ, который находится на разстоянiи десяти километровъ отъ Iерусалима. Можете Вы себѣ представить кого-нибудь, претерпѣвшаго столько, сколько претерпѣлъ Христосъ, къ тому же ещё и послѣ трёхъ дней «смерти», если предположить мнимую смерть? Да его надо будетъ ещё сорокъ дней отпаивать куринымъ бульономъ, чтобы онъ смогъ глаза открыть, а не то что ходить и разговаривать, какъ-будто ничего не случилось. Что касается Вашего индуса, то давайте его сюда, на бичеванiе. Знаете, что такое бичь? Это плеть, къ концамъ которой привязывали свинцовые шарики, расколотые кости или острые гвозди. Давайте этого индуса сюда, подвергнемъ его бичеванiю, надѣнемъ терновый вѣнецъ, распнёмъ на крестѣ, напоимъ желчью и уксусомъ, проткнёмъ копьёмъ, положимъ въ гробъ, и, если онъ оживётъ, тогда продолжимъ разговоръ.

- Однако всѣ приведённые Вами свидѣтельства исходятъ отъ учениковъ Христа. А внѣ ихъ круга есть ли какiе-либо свидѣтельства обо всёмъ этомъ? Существуютъ ли историки, которые подтверждаютъ Воскресенiе Христа? Если да, тогда и я повѣрю въ него.

- Несчастный человѣкъ! Ты не знаешь, чего просишь. Если бы были такiе историки, которые видѣли бы воскресшаго Христа, то они по-необходимости повѣрили бы въ Его Воскресенiе и уже говорили бы объ этомъ какъ вѣрующiе. Но ихъ свидѣтельства тогда вновь стали бы отрицать, точно такъ же, какъ ты отвергаешь свидѣтельства Петра, Iоанна и другихъ. Возможно ли, чтобы кто-либо свидѣтельствовалъ о Воскресенiи и самъ не сталъ христiаниномъ? Вы просите, какъ говорятъ, жаренную куропатку на шампурѣ, да чтобы она ещё и щебетала. Такъ не бываетъ. Я напомню вамъ то, о чёмъ уже говорилъ: единственные настоящiе историки - апостолы.

Кромѣ этого, у насъ есть и такiе свидѣтельства, какiе Вы требуете. Они исходятъ отъ того, кто не принадлежалъ къ кругу учениковъ Христа, - отъ апостола Павла, который не только не былъ Его ученикомъ, но, напротивъ, былъ яростнымъ гонителемъ Его Церкви.

- Однако о нёмъ говорятъ, что у него былъ солнечный ударъ, который и явился причиной галлюцинацiй.

- Ну, чадо мое, если бы у Павла были галлюцинацiи, то передъ нимъ возникли образы изъ его собственнаго подсознанiя, въ основномъ патрiарховъ и пророковъ. Онъ долженъ былъ бы увидѣть Авраама, Iакова, Моисея, а не Iисуса, котораго онъ считалъ лжепророкомъ и обманщикомъ. Вы можете себѣ представить, чтобы какая-нибудь вѣрующая старушка во снѣ или въ бреду увидѣла Будду или Зевса? Она будетъ видѣть тѣхъ, въ кого вѣритъ, - святителя Николая, великомученицу Варвару. И ещё. Въ отношенiи Павла, какъ пишетъ Папини, можно отмѣтить слѣдующiе удивительные явленiя: во-первыхъ, быстрота происшедшей съ нимъ перемѣны. Отъ невѣрiя къ вѣрѣ - напрямую, безо всякихъ промежуточныхъ стадiй. Во-вторыхъ, крѣпость вѣры, отсутствiе какихъ-либо сомнѣнiй и колебанiй. Въ-третьихъ, постоянство вѣры. Вы полагаете, такое можетъ произойти послѣ обыкновеннаго солнечнаго удара? Нѣтъ, такъ просто этого не объяснишь. Если можете, объясните. А если нѣтъ - признавайте чудо. Кстати, Вы должны знать, что Павелъ, по свидѣтельствамъ его времени, былъ не какимъ-нибудь простачкомъ, а мужемъ достаточно высокообразованнымъ, чтобы не понять, что съ нимъ произошло. Скажу Вамъ и нѣчто ещё. Мы, чадо мое, сейчасъ живёмъ въ исключительное время, мы переживаемъ чудо Церкви Христовой.

Когда Христосъ сказалъ о Своей Церкви, что «врата ада не одолеютъ её» (Мѳ.16:18), у Него было лишь нѣсколько десятковъ послѣдователей. Съ тѣхъ поръ прошло почти двѣ тысячи лѣтъ. Распадались имперiи, изглаживались изъ памяти людей философскiе системы, мiровоззрѣнiя, но Церковь Христова оставалась твердой и непоколебимой, несмотря на постоянно обрушивающiеся на неё страшные гоненiя. Развѣ это не чудо? И послѣднѣе. Въ Евангелiи отъ Луки повѣствуется, какъ Божiя Матерь послѣ Благовѣщанiя посѣтила Елизавѣту, мать Iоанна Предтечи, и та привѣтствовала её словами: «…благословенна Ты между женами» (Лк.1:42). Марiя же отвѣтила ей слѣдующее: «…величитъ душа Моя Господа… ибо отнынѣ будутъ ублажать Меня всѣ роды» (Лк.1:46,48).

Кѣмъ тогда была Божiя Матерь? Непремѣтной назаретской дѣвушкой. Кто её зналъ? И, несмотря на это, забылись императрицы, погасли свѣтлые имена великихъ женщинъ, изгладились изъ памяти имена супругъ и матерей великаго Наполеона или мать Александра Македонскаго?. Почти никто. Но миллiоны устъ во всѣхъ концахъ земли во всѣ времена воспѣваютъ смиренную Дѣву изъ Назарета, «Честнѣйшую Херувимъ и славнѣйшую безъ сравненiя Серафимъ». Жили бы сейчасъ или нѣтъ мы, люди двадцатаго вѣка, развѣ не подтвердились бы эти пророческiе слова Божiей Матери?

То же самое можно сказать и о «второстепенномъ» пророчествѣ Христа. Когда въ домѣ Симона прокаженнаго одна женщина излила на Его голову драгоцѣнное мvро, Господь сказалъ: «Истинно говорю вамъ: гдѣ ни будетъ проповѣдано Евангелiе сiе въ цѣломъ мiрѣ, сказано будетъ въ память ея и о томъ, что она сдѣлала» (Мѳ.26:13). Каковъ былъ тогда кругъ его послѣдователей, чтобы можно было предположить, что они сдѣлаютъ невозможное возможнымъ и исполнится это пророчество ихъ Учителя? Если можете, то объясните мнѣ это, а если не можете, то признавайте чудо.

- Согласенъ, Ваши доводы очень сильны. Но хотѣлъ бы спросить васъ вотъ ещё о чёмъ: не считаете ли Вы, что Христосъ, если Онъ не бросилъ насъ совсѣмъ, оставилъ Свое дѣло незавершеннымъ? Я не могу себѣ представить Бога, Который остаётся равнодушнымъ къ людскимъ трагедiямъ. Мы здѣсь терпимъ страданiя, а Онъ тамъ, высоко, пребываетъ безстрастнымъ.

- Нѣтъ, чадо мое. Вы не правы. Христосъ не оставилъ своё дѣло незавершеннымъ. Наоборотъ, это единственный въ исторiи случай, когда Человѣкъ былъ увѣренъ, что Онъ полностью исполнилъ Свою миссiю и у Него ничего не осталось невысказаннымъ или незавершеннымъ. Даже величайшiй изъ мудрецовъ - Сократъ, наставлявшiй и учившiй всю свою жизнь, составившiй передъ концомъ блестящую апологiю, если бы остался жить, то продолжалъ бы говорить ещё. Только Христосъ, за три года преподавъ всё то ученiе, которое хотѣлъ преподать, окончилъ всѣ дѣла, которые хотѣлъ совершить, и сказалъ: «Совершилось» (Iн.19:30). Это ещё одно изъ доказательствъ Его Божественной власти и совершенства. Что же касается Вашей мысли о томъ, что Онъ насъ оставилъ, то я её понимаю. Безъ Христа мiръ представляетъ собой какой-то безсмысленный театръ. Безъ Христа ничто не поддаётся объясненiю. Почему есть скорби, почему неправды, почему неудачи, почему болѣзни, почему, почему, почему? Тысячи тысячъ «почему». Поймите. Человѣкъ своимъ ограниченнымъ умомъ не можетъ приблизиться къ пониманiю этихъ «почему»! Но со Христомъ всё становится объяснимымъ: всё это готовитъ насъ къ вѣчности. Можетъ быть, тамъ, въ вѣчности, Господь сподобитъ насъ получить отвѣты на нѣкоторые изъ этихъ «почему».
Думаю, стоитъ сейчасъ прочитать Вамъ одно прекрасное стихотворенiе изъ сборника Константина Калиникоса «Лавры и мирты» подъ названiемъ «Загадки».

«Старца спросилъ я, подвижника, семьдесятъ лѣтъ ему было,
Вились власы его, словно кипенiе бѣлой сирени:
«Отче, скажи, отчего надъ землёю небесные сферы
Безостановочно движутся ночью и днёмъ?

И отчего въ этотъ мiръ нарождаются вмѣстѣ
Розы и тернiи, радость и слёзы, какъ братья?
Старче, зачѣмъ въ самой тихой, заманчивой зелени лѣса
Гнѣзда устраиваютъ скорпiоны и хладные гады?

Отче, скажи, почему, до того какъ бутонъ разовьётся
И развернётъ нѣжный ли къ свой навстрѣчу любимому солнцу,
Чёрный является червь, лепестки пожираетъ и только
Гниль, и лохмотья, и тлѣнъ въ колыбели своей оставляетъ?

Зачѣмъ и сѣянiя, и жатвы, и хлѣбороба требуетъ
Колосъ, прежде чѣмъ хлѣбушекъ родитъ?
А за всё то, что есть цѣннаго, Божьего и благороднаго въ мiрѣ,
Нужно платить горькимъ потомъ, слезами и собственной кровью?

Какъ же при этомъ любой кровососъ набирается силъ безвозмездно,
Низость и подлость стремятся пожрать, поглотить всё на свѣтѣ,
Такъ что едва только стоитъ возникнуть гармонiи хрупкой,
Тутъ же врываются шумъ, и разладъ, и сумятица, хаосъ?»

Такъ я спросилъ, и въ отвѣтъ сѣдовласый подвижникъ,
Къ небу десницу воздевъ, строгимъ голосомъ мнѣ отвѣчалъ:
«Тамъ въ вышинѣ, за чредой облаковъ золотистыхъ,
Преблагодатный Господь нашъ безцѣнную вышивку шьётъ;

Мы пребываемъ подъ нею, внизу, - потому лишь изнанку
Ткани божественной видимъ, лицо ея Богъ отвращаетъ.
Вотъ почему слабый умъ нашъ ошибочно судитъ -
Вмѣсто того, чтобы славить и благодарить.

Жди, христiанинъ, и молись: пусть однажды придётъ долгожданный день -
И душа, окрылившись, пройдётъ сквозь небесный эфиръ,
Только тогда ты увидишь съ лица золотое
Божье шитьё и откроешь порядокъ во всёмъ».

Христосъ, чадо мое, никогда насъ не оставляетъ. Онъ всегда пребываетъ рядомъ съ нами какъ помощникъ и союзникъ до конца вѣковъ. Но Вы это поймёте только въ томъ случаѣ, если станете сознательнымъ членомъ Его Церкви и соучастникомъ Ея Таинствъ».

«ЗАВѢТЫ ЖИЗНИ» архимандрита Епифанiя (Ѳеодоропулоса) («Второй дiалогъ», стр. 244-262)

Апологетика

Previous post Next post
Up