Послѣпóстiе

May 09, 2013 17:20



Изъ однаго письма...



Воистинну воскресе Христосъ!
Здравствуй, дорогой N! Разумѣется, Твое состоянiе ненормальное... Оно связано съ неправильной духовной установкой. Во-первыхъ, знай, что причина всего - гордость; изъ-за неё у Тебя проблемы съ обыкновенными, казалось-бы, вещами. Стремленiе первенствовать или быть самостоятельнымъ въ супружескихъ взаимоотношенiяхъ вызвано развитымъ Тобою въ самомъ себѣ "комплексомъ неполноцѣнности", когда всегда везде и во всёмъ подозрѣваешь посягательство на свою "свободу" и компетентность. Во-вторыхъ, въ духовномъ планѣ (въ самой духовной жизни), стремленiе къ достиженiю своей самодостаточности выражается въ желанiи предоставить "доказательства" какъ самому себѣ такъ и другимъ своей якобы незаурядности. Отсюда завышенная планка духовнаго подвига, приданiе исполненному правилу или канону чрезмѣрнаго значенiя и святости и т.д.. Это является причиной Твоего духовнаго разстройства - самокопанiя, самогрызенiя, досады на себя изъ-за уязвлённой гордости, если не исполнилъ правило или не исполнилась Твоя воля. Нужно по-евангельски пересмотрѣть свой взглядъ на вещи, и, если что-то не получается, то смиряться, сознавая свою немощь, не надѣяться на свои собственные силы, но просить у Бога вразумленiя и помощи, а, если что-то и удалось, то не приписывать себѣ заслугу, помятуя о томъ, что мы рабы неключимые и сдѣлали что дóлжно, и при этомъ всегда благодарить за всё Бога (Лук.17:10). Тогда станетъ легче на душѣ. Сразу же измѣниться самому невозможно. Даже послѣ самаго Крещенiя, когда человѣкъ перерождается изъ ветхаго, умирая для грѣха, въ новаго, возрождаясь къ святой и чистой жизни, ему надлежитъ посредствомъ долгого времени употребить много труда и терпенiя къ осуществленiю своего призванiя, и при этомъ помятуя слова преп. Макарiя Египетскаго:

"Вопросъ: "Прiявшiй въ себя Божественную силу (въ Таинствѣ Крещенiя - Peregrin) и измѣнившiйся отчасти остаётся ли въ своёмъ естествѣ?"
Отвѣтъ прп.Макарiя Египетскаго: "Чтобы и послѣ благодати (то бишь, послѣ Крещенiя - Peregrin) испытываема была воля, къ чему она склонна и съ чѣмъ согласна, естество оставляется такимъ же; и человѣку суровому оставляется его суровость, а лёгкому - лёгкость. Бываетъ и то, что иный невѣжда разумомъ возраждается духовно, преобразуется въ мудраго, и извѣстными дѣлаются ему сокровенные тайны, а по естеству онъ невѣжда. Иный, по естеству будучи суровымъ, предаётъ волю свою благочестiю, и прiѣмлетъ его Богъ, а естество пребываетъ въ своей суровости, но Богъ благоволитъ о нёмъ. Иной добронравенъ, скроменъ, добръ, посвящаетъ себя Богу, и прiѣмлетъ его Господь - такъ свободно относится благодать Божiя къ индивидуальнымъ чертамъ людей."

Ты же, очевидно, хочешь сразу стать "святымъ", при чёмъ, непремѣнно воплотиться въ нѣкiй выдуманный Тобою образъ или подражая буквально нѣкоему святому. Этотъ артистизмъ губитъ всё на корню, вводя увлёкшагося этимъ направленiемъ въ самомненiе-прелесть, отъ чего не стоитъ ожидать ничего хорошего. Бойся этого увлеченiя - мѣчтанiя о себѣ! Но не бойся быть униженнымъ и оскорблённымъ, ибо въ немощи нашей совершается сила Божiя (1Кор.15:43; 2Кор.12:9) черезъ смиренномудрiе... Есть цѣнности поважнѣе земныхъ - авторитета, уваженiя, славы, почёта, соцiальнаго статуса, ибо что высоко у людей, тó мерзко предъ Богомъ (Лук.16:15)!

Твоя мѣра - исполнять свой христiанскiй супружескiй, отеческiй, гражданскiй долгъ, какъ требуетъ того Самъ Господь нашъ Iисусъ Христосъ, соблюдая евангельскiе заповѣди и, въ свою мѣру, правила и каноны Его Святой Церкви, поучаясь у святыхъ отцовъ духовному дѣланiю - тому, что соотвѣтствуетъ Твоему образу жизни въ мiру, а не отшельникамъ и пустынникамъ, регулярно исповѣдуясь въ Церкви и причащаясь Свв. Христовыхъ Таинъ, пребывая въ молитвѣ и богомыслiи, служа Богу и людямъ, Тебя окружающимъ, не превозносясь, но пробавляясь христiанскимъ смиренномудрiемъ о себѣ. Очень полезно было-бы, въ связи съ этой темой, почитать письма архiеп. Ѳеофана (Быстрова) Полтавскаго, публикуемые и потому доступные въ интернетѣ (напримѣръ, здѣсь: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3951742).

Видишь-ли, именно прохожденiе-проживанiе Великаго Поста съ должнымъ не только воздержанiемъ въ пищѣ, но съ обязательнымъ при этомъ смиренiемъ, смиренномудрiемъ, покаянiемъ, искреннимъ переживанiемъ евангельскихъ событiй, связанныхъ съ боговоплощенiемъ, проповѣдью Христа Спасителя, Его страданiй и невинной смерти на Крестѣ способствуетъ пререходу нашего духовнаго состоянiя отъ скорби къ радости и ликованiю отъ созерцанiя Его Божественнаго воскресенiя, Его побѣды надъ смертью, для чего въ Церкви, въ особенности (по-Уставу) на Страстной седмицы, прочитываются все 4-е Евангелiя, и наша мысль и вниманiе концентрируется на самомъ главномъ, что такъ кардинально измѣнило мiръ, измѣнило весь ходъ исторiи всего человѣчества, исторiи человѣческой цивилизацiи, наконецъ, насъ самихъ, увѣровавшихъ во Христа. Если этимъ не пробавляться, то тогда Постъ ничего не дастъ человѣку, кромѣ раздраженiя, томленiя духомъ, недоумѣнiя - зачемъ всё это? И никакой радости таковой человѣкъ не ощутитъ, о ней же и никакой рѣчи быть не можетъ.

Я сожалѣю, что у Тебя такое случилось! Но не слѣдуетъ отчаяваться - всё поправимо, требуется нѣкоторая коррекцiя, о которой я Тебѣ уже писалъ выше.
Не унывай - всё ещё поправимо! Не бойся начать всё сызнова - это достойно уваженiя!
Съ любовiю о Христѣ и уваженiемъ, твой доброжелатель - Peregrin

аскетика, Церковная жизнь

Previous post Next post
Up