На распутьи дорогъ
или
отвѣтъ на вопрошенiе молодого человѣка
Здравствуйте, уважаемый N!
Я благодарю Васъ за довѣрiе къ моей худости! Спаси, Господи! Не считая себя достойнымъ давать кому-либо и Вамъ, въ томъ числѣ, совѣты, какъ жить, я, однако, по-Вашей же просьбѣ, всё-таки дерзну высказать своё убогое мнѣнiе.
Судя по-Вашему разсказу, попытаюсь сформулировать своё пониманiе Вашей проблемы. А оно складывается на основанiи моего собственного опыта и предлагаемого Церковью всѣмъ намъ святоотеческого опыта, православнаго христiанскаго ученiя … Однимъ изъ главныхъ духовныхъ стимуловъ нашей жизни является постиженiе (обрѣтенiя) ея смысла и цѣли. И несмотря на то, что всѣ, въ большинствѣ своёмъ, какъ правило, стремятся рѣшитъ, въ-первую очередь, вопросъ «какъ жить?», послѣднiй зависитъ исключительно отъ пониманiя смысла жизни («зачѣмъ жить?») и полагаемой ея цѣли («для чего жить?»). Если нѣтъ отвѣта на всѣ эти вопросы, если нѣтъ пониманiя истиннаго смысла жизни, то возникаетъ опасность послѣдованiя ложнымъ цѣлямъ и прихода къ разочарованiю, поискомъ всё новыхъ и новыхъ цѣлей, и наконецъ, къ унынiю и отчаянiю. То же, очевидно, происходитъ и съ Вами. Поэтому, въ-первую очередь, слѣдуетъ разобраться въ самомъ себѣ, а это возможно только-лишь благодаря Божественному Откровенiю, которое даётъ намъ объективное знанiе (подтверждаемое опытомъ самопознанiя) о природѣ человѣка, его свойствахъ, его предназначенiи и призванiи, даётъ смыслъ и правильное направленiе нашей жизнедѣятельности, нашему уму и волѣ. Это - самое главное!
Нужно, прежде всего, искать не созданiя семьи, ни профессiи, ни высокого соцiальнаго положенiя (каръеры), ни денегъ, ни славы, но духовнаго совершенства, въ христiанскомъ, евангельскомъ смыслѣ этого слова. Хочу пояснить, что состоявшимся человѣкомъ можетъ считаться и, на самомъ дѣлѣ, является таковымъ только и именно тотъ, кто достигаетъ нравственнаго совершенства, независимо отъ его должности, соцiальнаго статуса и проч.. А разъ такъ, то и Вамъ слѣдуетъ объ этомъ, въ-первую очередь, подумать и позаботиться, - что, собственно говоря, я Вамъ и предлагаю. Кѣмъ Вы станете - покажетъ будущее - довѣрьтесь благому Промыслу Божiю! Рѣшайте же прежде самые насущные задачи, помятуя - «что посѣешь, то пожнёшь».
Покуда Вы не обременены семейными узами и дѣтьми, то, можетъ быть, подумать Вамъ о поступленiи въ Духовную Семинарiю? Посовѣтовавшись же съ Вашимъ духовникомъ и, если онъ такъ же разсудитъ о томъ, то, получивъ отъ него благословенiе, Вы уже сможете съ миромъ приступать къ осуществленiю этой цѣли.
При этомъ хочу обратить Ваше вниманiе на слѣдующее. Цѣль поступленiя въ Семинарiю ставится очевидная - получить духовное систематическое образованiе и церковное воспитанiе (хорошо, если это будетъ закрытое обученiе въ семинарiи при монастырѣ!), то есть вполнѣ воцерковиться. Пожалуй, сейчасъ Вы нигдѣ не сможете пройти болѣе основательное и доступное оглашенiе, чѣмъ какъ только въ Семинарiи, при обученiи закрытаго типа и при духовно благоустроенномъ монастырѣ, гдѣ есть возможность молитвеннаго участiя въ богослуженiи, усвоенiя устава богослуженiя, возможность духовнаго общенiя и систематической исповѣди, доступа къ систематизированной библiотекѣ, развитiя памяти и рѣчи, посредствомъ работы съ книгой, писменныхъ работъ и проч. - что способствуетъ приобрѣтенiю навыка молитвы, усвоенiю богословскихъ наукъ и - самое главное (!) - формируетъ православное мiровоззрѣнiе, необходимое для спасенiя души. Важно не много знать, а правильно мыслить, правильно орiентироваться въ жизни, научиться смотрѣть на мiръ евангельскими глазами. Богословскiе знанiя постигаются не умомъ, а сердцемъ - «сердечнымъ переживанiемъ», и черезъ это становяться практическими, для чего они и предназначены, а умъ погружается въ богомыслiе. Вѣра наша нуждается въ укрѣпленiи - её всегда нужно возгрѣвать духовнымъ дѣланiемъ, уму необходима духовная пища и чистота помысловъ, сердцу - очищенные отъ страстей чувства и свободное отъ грѣховной зависимости произволенiе. - Всё это требуетъ сознательной и добровольной напряжённой работы надъ собою и именуется добродѣтелью (добродѣланiемъ).
Не пугайтесь, я не хочу Вамъ навязывать мысль о преднамѣренной подготовкѣ къ священству или монашеству. Промыслъ Самъ поставитъ всё на свои мѣста, я же указываю Вамъ лишь путь познанiя и обрѣтенiя самаго себя. Преобрѣтённый же Вами опытъ поможетъ Вамъ въ любой жизненной ситуацiи и не станетъ помѣхой къ созданiю семьи, или общественной, профессiональной дѣятельности, но дастъ силы и разумъ не потерять вновь себя, своего человѣческаго достоинства, не поддаться ложному страхованiю и малодушiю, унынiю и отчаянiю… Всё это необходимо именно для Вашего спасенiя въ Богѣ. Со временемъ же, если Богу будетъ угодно, и въ томъ будетъ явная нужда, Онъ призовётъ и поставитъ Васъ на то служенiе, которое принесётъ максимальную пользу и Вамъ и Вашимъ ближнимъ, будь-то семья-ли, оффисъ, больница, заводъ-ли, бизнесъ, священство-ли или монашество, да-хоть и само президентское J служенiе.
Единственно о чёмъ ещё хочу предупредить Васъ, такъ это о томъ, что нынѣ сильный соблазнъ поражаетъ всё общество и проникаетъ во всѣ сферы жизни, даже и въ церковную среду. И въ семинарiи Вы, возможно, столкнётесь съ большими искушенiями, но пусть это Васъ не смущаетъ, помните всегда и преслѣдуйте лишь одну только духовную пользу, одну только цѣль, безъ которой невозможно жить - стремленiе къ познанiю Истины, ко Христу, держитесь за Него крѣпко! Всё же остальное приложится. Подражайте всегда пчелѣ, которая и въ мусорѣ найдетъ цвѣточекъ, но не мухѣ, находящей и на цвѣточной клумбѣ д…мо!
Богъ да благословитъ Васъ на добрые начинанiя!
Съ уваженiемъ, Peregrin