Спаси Васъ, Господи, за комментарiй! Однако текстъ, взятый Вами изъ Деянiй апостольскихъ (Деян.2:46), относится не къ евхаристическому преломленiю, а къ описанiю той христiанской простоты и искренности въ отношенiяхъ первыхъ христiанъ другъ къ другу, когда они, «… вси же веровавшии бяху вкупе, то есть, не по месту, но по расположению и по мыслям, по постоянному согласию между собою и по любви. А слова: егоже аще кто требоваше, употребляет не просто, но в смысле экономии; потому что выражение: егоже аще кто требоваше, (показывает, что апостолы поступали) не так, как у еллинов мудрецы, из которых одни оставили свои поля, другие побросали в море много золота. Но это было не презрение богатства, а глупость и безумие. Дьявол постарался очернить творения Божии. Благоразумно пользоваться богатством не пустая вещь. По вся дни терпяще. Не один день или два или три, но ежедневно и единодушно, как бы в одной душе. Замечай: уверовавшие иудеи ничего другого не делали, как только постоянно пребывали в храме; так как, став внимательнее к истинной
( ... )
Насчётъ толкованiя молитвы Господней - Вы совершенно верно привели цитату святителя Игнатiя Брянчанинова. Однако она, т. е . молитва, какъ и само толкованiе, направлена на другую тему, а именно: «Ежедневная нужда в нем требует, чтоб мы учащали это прошение и приносили его на всякое время: нет дня, в который бы не было необходимо для нас употреблением и причащением его утвердить сердце нашего внутреннего человека». Намъ, действительно, необходимо всегдашнее пребыванiе въ Боге и соединенiе съ Нимъ. Но эта нужда не означаетъ, одновременно, простую доступность такого Хлеба. Пожалуйста, прочитайте внимательно предложенную мною статью, по известной уже Вамъ ссылке: (http://blagogon.ru/digest/9/). Выдавать желаемое за действительное, вооружаясь протестанскимъ лозунгомъ «Назадъ къ апостольскимъ временамъ!» - это путь къ духовной прелести. - Почитайте у того же святителя весьма замечательную книгу «О прелести» (
( ... )
Я не в коей мере не призываю, не рассудительно идти к Чаше. И согласен с мнением, что для того, кто редко к Ней подходит - нуждается к особой подготовке (здесь уместен и 7-ми и/или 3-х дневный пост, которые в свою очередь не делают человека достойным причастия, но заставляют это делать хотя бы с некоторой подготовокй). Однако для тех, кто проводит как минимум несколько дней (а часто и более) в церковных молитвах - требование 3-х, 7-ми дневного поста - является "бременем неудобоносимым", который ни один служащий священник сам не исполняет. (Напомню, по мнению сви. Иоанна Златоуста, что пред Чашей все равны и священник и мирянин.) Если бы, к примеру, я бы постился 3-7 дневным постом перед каждым причастием - у меня бы не было ни единого не постового дня в году. Достаточно постовых дней в году (+ ночь перед причастием), а что сверху - от гордости и ощущения мнимой готовности пред Христом.
Это Ваше мненiе и право. Однако,боюсь, некоторые ошибаются, приравнивая служенiе священника, ПРИЗВАННАГО и ОБЯЗАННАГО (самимъ даже своимъ образомъ жизни, непосредственно посвящённой Церкви, храму) служить и причащаться за литургiей, съ НЕСВЯЩЕННИКОМЪ. Речь идётъ не о достоинстве, которое иные превратно понимаютъ, а о приготовленiи къ принятiю Св. Таинства. Если они считаютъ себя «ДОСТОЙНЫМИ» или проявляютъ безразличiе къ этому вопросу, ссылаясь на относительность и, следовательно, на отсутствiе критерiевъ, а отсюда и на невозможность определенiя священникомъ-духовникомъ «достоинства» причастника, то могутъ, конечно же, сами своевольно принимать решенiе, на свой страхъ и рискъ. Но, на мой взглядъ, врядъ ли это принесётъ имъ пользу. Увы, судя по-всему, теоретическая попытка некоторыхъ оспорить исключительное право священника на причащенiе, косвенно требующихъ признанiя своего же права на то же самое у того, кто можетъ обнаружить, по своему духовному пастырскому опыту, какое-либо недопускающее желающихъ причаститься духовное препятствiе
( ... )
P.S.:И ещё одно дополненiе къ сказанному: нельзя «телегу ставить впереди лошади!» Нельзя ставить своё желанiе причаститься более значимымъ, нежели подготовку къ этому акту, то есть: не находя силы постоянно блюсти себя въ богомыслiи и подвиге поста и молитвы въ той должной мере, каковую установилъ церковный Уставъ, нельзя ставить подъ сомненiе многовековой духовный опытъ церковной жизни, заключённый въ немъ, отъ непременнаго желанiя (условно!) ежедневно причащаться Св. Даровъ. Иными словами: если нетъ силъ, то причащайтесь въ той мере и частоте, на которую способны,исходя изъ Вашихъ же возможностей - физическихъ и духовныхъ силъ. Пожалуйста, проводите весь годъ въ посте и молитве и причащайтесь каждый день! Если же не можете потянуть этотъ трудъ, то тогда выбирайте время, когда сможете понести 7-мидневный постъ и воздержанiе отъ развлеченiй, ну, къ примеру, отъ просмотра телевизора, и причащайтесь. Однако, при этомъ, полагаю, у Васъ получится причаститься какъ-разъ однажды въ месяцъ - и эта средняя мера непременно совпадать съ темъ,
( ... )
Ответъ на вопросъpere_grinJune 28 2011, 18:30:57 UTC
Если Вы, приводя такiе данные о себе, спрашиваете меня о возможности такого подхода къ Св. Причащенiю, то, естественно скажу Вамъ: - Да! И ещё похвалю Васъ и постараюсь подражать Вамъ въ Вашемъ усердiи. Но никакъ не могу согласиться съ темъ, что Вы "нарисовали портрет классического среднего человека, который ищет спасения (т.е. бегает чаще за Христом, а не от Него). Это портретъ, достойный въ наше время высшей степени подражанiя, но никакъ не среднего класического уровня. Поэтому Ваше частое причащенiе не вызываетъ у меня смущенiя и недоуменiя, хотя, конечно же, всё определяется личнымъ Вашимъ духовникомъ, за котормъ последнее слово
( ... )
Re: Ответъ на вопросъbrusilovskyJune 28 2011, 18:45:42 UTC
Да, Вы правы. Я Вас понял. Спасибо за беседу и прошу прощения за пререкания и отнимания времени на меня бестолкового. (Большинство выяснений от того, что люди разучились слушать (слышать) друг друга).
P.S. А Типикон я вполне уважаю и, пожалуй, это (о посте) был один вопрос, который мне был непонятен в свое время в нем, но который я давно решил с духовником. Действительно, невозможно формализовать жизнь в Церкви, т.к. - это жизнь и все люди различны. Каждому больному - свое лечение.
Однако даже оптинские старцы (я специально не привожу известные мнения святителей Василия Великого, Иоанна Златоустого) понимали ежедневное преломление, именно как Евхаристию:
Преподобный Макарий Оптинский († 1860) говорил: «В первые века христианства приступали все к причастию таинств в каждое служение литургии, но после Церковь постановила непременным для свободных четыре раза в год, а для занятых работами хотя один раз приступать к причастию таинств». Преподобный Варсонофий Оптинский († 1913) писал: «В первом веке последователи Христа Спасителя причащались каждый день, но и жизнь они вели равноангельскую, были готовы каждую минуту предстать пред лице Божие.»
Да, Вы правы! Но, если Вы внимательно прочитали мой ответъ на Вашъ комментарiй выше, то могли бы заметить мою оговорку "Впрочемъ ..." и далее, где я оговаривалъ ограниченность во времени и скорую отмену практики ежедневнаго причащенiя Св. Таинъ, связанную непосредственно съ агапами - вечерями любви, которые подвергались нареканiю со стороны самихъ же апостоловъ, и, "при неизбежности нежелательных злоупотреблений и непорядков, примешавшихся к ним", о которыхъ писалъ св. ап. Павелъ (1Кор.11:20-22),первоначальные агапы постепенно вышли из употребления сами собою. Неужели Вы считаете возстановленiе таковыхъ агапъ въ современной намъ жизни возможнымъ? Не по-примеру ли общины, возглавляемой о. Георгiемъ Кочетковымъ?
Да, ещё объ одномъ. Это касается приведённой Вами ссылки, то мне кажется, авторъ статьи даётъ опроверженiе заведомо ложнымъ крайнимъ мненiямъ о запрете на причащенiе чаще четырёхъ разъ или однаго раза въ годъ, а потому статья направлена въ никуда. Съ нимъ можно было бы полностью согласиться, если бы онъ не упустилъ тему, отправивъ её въ произвольное плаванiе, приводя разрозненные и неубедительные свидетельства свв. Отцевъ въ пользу «сверхчастого» причащенiя. Тема же, поднятая нами сегодня, мягко сказать, немножко - ужъ простите! - не о томъ.
Reply
Reply
Reply
Однако для тех, кто проводит как минимум несколько дней (а часто и более) в церковных молитвах - требование 3-х, 7-ми дневного поста - является "бременем неудобоносимым", который ни один служащий священник сам не исполняет.
(Напомню, по мнению сви. Иоанна Златоуста, что пред Чашей все равны и священник и мирянин.)
Если бы, к примеру, я бы постился 3-7 дневным постом перед каждым причастием - у меня бы не было ни единого не постового дня в году.
Достаточно постовых дней в году (+ ночь перед причастием), а что сверху - от гордости и ощущения мнимой готовности пред Христом.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Спасибо за беседу и прошу прощения за пререкания и отнимания времени на меня бестолкового. (Большинство выяснений от того, что люди разучились слушать (слышать) друг друга).
P.S. А Типикон я вполне уважаю и, пожалуй, это (о посте) был один вопрос, который мне был непонятен в свое время в нем, но который я давно решил с духовником. Действительно, невозможно формализовать жизнь в Церкви, т.к. - это жизнь и все люди различны. Каждому больному - свое лечение.
Reply
Однако даже оптинские старцы (я специально не привожу известные мнения святителей Василия Великого, Иоанна Златоустого) понимали ежедневное преломление, именно как Евхаристию:
Преподобный Макарий Оптинский († 1860) говорил: «В первые века христианства приступали все к причастию таинств в каждое служение литургии, но после Церковь постановила непременным для свободных четыре раза в год, а для занятых работами хотя один раз приступать к причастию таинств».
Преподобный Варсонофий Оптинский († 1913) писал: «В первом веке последователи Христа Спасителя причащались каждый день, но и жизнь они вели равноангельскую, были готовы каждую минуту предстать пред лице Божие.»
Подробнее см.
http://www.pravoslavie.ru/polemika/5783.htm
Reply
Reply
Reply
Leave a comment