Подводник-невидимка Вайнштейн Михаил Филиппович

Dec 29, 2016 19:24

Интерес к истории Балтийского подплава в сочетании с недавним обменом сетевыми любезностями, в очередной раз подтолкнули к поиску. Спор заключался в том, что упоминавшийся в одном из постов дивизионный механик Михаил Филиппович Вайнштейн в базах «Подвига народа» отсутствует. На этом же ресурсе о награждённых и выживших в Великой Отечественной войне военнослужащих с данными Вайнштейн Михаил нашлось 228 записей. Странное дело - из Михаилов Вайнштейнов, воевавших на Балтике, под параметры поиска походит единственный старшина 1-ой статьи. Собственно это обстоятельство и породило конфликт :)

Однако, в мемуарах командира ПЛ «Лембит» А.М. Матиясевича действительно упоминается «специалист соединения М. Ф. Вайнштейн». О нём же упоминает Грищенко: « В центральном посту бодрствовал инженер-механик дивизиона М. Ф. Вайнштейн, которому поручено было обеспечить исправное несение ходовой вахты у механизмов и систем […] Беда пришла сразу, ошеломляюще. Сперва рулевой Волынкин усомнился, почему подводная лодка движется как по нитке, не меняя глубины погружения, в то время как он перекладывает рули то на погружение, то на всплытие. Не поверив таким чудесам, Вайнштейн сам стал перекладывать рули. Эффект оказался тот же. Невероятный случай - подводная лодка не слушается рулей!».

Несколько часов экспериментов с вариантами имён и становится ясна причина невидимости: имя, отчество и фамилия инженер-капитана пишутся то так, то эдак. Скорее всего, буква «Н» в фамилии пропущена по ошибке. Есть более поздний документ, в котором буква «Н» снова пропущена, а затем вписана от руки, равно как и от руки исправлено отчество. Кстати, в наградных документах встречается аж три его варианта: Фителович, ФишелЕвич, ФишелОвич, но это не столь важно.


Главное, найдена запись о награждении медалью «За оборону Ленинграда» механика 2-го ДПЛ инженер-капитана 3 ранга Вайштейн Моисея Фителовича. Год рождения 1911, уроженец села Мурафа Винницкой области, на воинской службе с 16 июня 1932 года. Дальше проще - играя вариантами написания ФИО, пойдём по записям о наградах, в хронологическом порядке:

1942 год - инженер-капитан 3 ранга получает первую награду, орден Отечественной Войны II степени. Наградного листа нет, групповое награждение. Документ: Указ Президиума ВС СССР от 24.02.1943 об утверждении декабрьских приказов №№95, 96, 97, 98.

1943 год - награждение механика 2-го дивизиона бригады подводных лодок медалью «За оборону Ленинграда» - групповое. Т.е. наградного листа нет, зато очень интересный список: Линденберг (Д-2), Маринеско (С-13), Попов (К-56), Момот (Щ-307) и другие известные фамилии.

1944 год - медаль «За боевые заслуги». Любопытно, что вместо описания подвига в наградном листе - аттестация командира К-51 Дроздова. Цитата: «Дисциплинирован. С личным составом работает, но недостаточно в результате чего дисциплина в его боевой части низкая. Организаторскими способностями обладает, но часто в работе их не применяет. Как механик недостаточно знает устройство корабля. Участвовал в боевом походе на ПЛ “Л-3”. К 7 ноября 1944 года прослужил 12 лет 4 месяца. Достоин награждения медалью “За боевые заслуги”». Дата: 16 сентября 1944 года.

Итак, звание осталось прежним, но механик дивизиона переведён командиром БЧ-5 на подводную лодку К-51, которая с апреля 1942 года стоит в длительном ремонте (устранение повреждений от артобстрелов и бомбёжек). Закончился её ремонт только 17 ноября 1943 года - лодка вошла в состав 2-го дивизиона ПЛ КБФ. Первый боевой поход: 23.11.1944 - 15.12.1944.

Упоминаемое в этом документе участие дивизионного механика в походе Л-3 это выход 22.06.1941 - 05.07.1941. Тот самый, что описывает её командир Пётр Денисович Грищенко, описывая случай отказа кормовых горизонтальных рулей сначала из-за лопнувшего стяжного болта шарнира привода, а затем из-за падения лома, вторично заклинившего рули.

Где-то в конце войны Вайштейн (ВайНштейн) всё в том же звании инженер-капитан 3 ранга уходит в 4 бригаду траления БФ на должность флагмеха, где в 1946 году общим списком получает медаль «За победу над Германией».

В 1947 году Вайнштейн получил следующее звание и орден «Красной звезды» за выслугу лет. В 1944 был издан приказ НКО №190, согласно которому за 15 лет службы генералы, офицеры и сверхсрочники получали «КЗ». В наградном листе только аттестация начальника штаба 4-ой бригады траления Амелько.

Вот собственно и всё. Были бы исходные данные к поиску корректны - всё было бы проще и быстрее. К сожалению, поиск по фотографиям результатов не дал. Есть портрет его начальника - флагманского механика бригады Евгения Александровича Веселовского. Есть фотокарточки его коллег - дивизионных инженеров-механиков Н.И.Мамонтова, И.Р.Рамазанова, И.П.Шеленина, а вот снимков А.К.Козловского и М.Ф.Вайнштейна найти не могу.

Update: Всё-таки отыскался снимок - в мемуарах начальника штаба бригады подводных лодок Балтийского флота Льва Андреевича Курникова "Подводники Балтики". Для большей наглядности подписал должности и звания подводников.

#military_history, #Балтика, #submarine

Previous post Next post
Up