Посмотрел вырезанные и "недорендеренные" сцены. Сцен много, почти на час.
Была маленькая беседа перед первым вылетом в лес. Сигурни рассказывает Джейку, что Оматикайя к людям и на километр не подойдут, после того, как прозвучали первые выстрелы. На его разумный вопрос о смысле похода, Грейс отмечает, что "у нас есть новое лицо" - Норм, который хорошо знает язык и выступит в роли переговорщика: "Let Norm do the speaking". Мелочь, но зато становится понятнее, насколько и почему Норм был зол на Джейка (см. сцену в столовой), когда тот с первого раза втерся в доверие к аборигенам.
После перелета в горы Аллилуйа Норм еще высказал свое "фи" по поводу непомпетентности Джейка. Их отношения потеплели позже лишь благодаря усердию Труди :)
Весьма примечательный эпизод, где Джейк сливает на флэшку данные для Куорича, а Труди его поторапливает, чтобы доктора не заметили. Джейк сильно переживает, но Труди указывает ему на то, что они таким образом "выигрывают время".
Нейтири рассказывает Джейку о жучках, которых они кушают на первом ужине.
Грейс в лагере Оматикайя вспоминает арифметику с детишками, смеясь, что у нее больше пальцев, чем должно быть.
Есть недорисованная сцена корпоратива в лагере Оматикайя с плясками.
"Я - Тсутей, я ненавидеть людей, они дерутся внутри железяк и атакуют издалека! Я не верить, что люди с неба могут быть сильными!"
Беседа происходит по-пьяни, потому как Тсутей пытается взять Жейкасулли "на слабо" парочкой стаканов огненной воды. Но будущий Турук Макто толерантен даже к местному самогону. Грейс тоже не промах, Норму выпить не дает, а сама прикладывается.
Потом все танцуют.
"Отец, наша девочка ему не подходит!"
Забавно, но перед тем, как принять Джейка в клан, он прошел последнее испытание под названием dreamhunt. Ему дают отведать галлюциногенного червячка и жалят в спину каким-то жучком.
Жейксулли немедленно проваливается в мощный псилоцибиновый трип, в котором его посещает видение Последней Тени.
Еще одна сцена заиграла новыми красками - это скандал с Тсутеем, который вполне справедливо заревновал Нейтири, что обещали ему... но было уже поздно.
"Доча, выйдешь за этого лимитчика - и тебе уже никогда не стать управдомом!"
Тсутей нападает на Джейка, но их останавливает вождь, мол, так не честно, мол, вызывай на бой, как правильный пацан.
А в это время к базе летит Куорич и Труди погоняет. Она в свою очередь предупреждает Норма по рации.
"Не пали контору, женщина!"
Как только Джейк бросает копье под предлогом "давай сядем, поговорим", подлый Тсутей мечет в него свою палку! Да не тут-то было! - "отец солдатам" жмет на красную кнопку и аватар Джейка осыпается на грунт, ловко уходя от летящего прямо в голову орудия. Ведь таки спас полковник многомиллионное синее тело!
И уже после этого Нейтири заступается за Жейка в приступе нарколепсии.
После сцены неудачной прописки доктора Огустин под деревом, камера улетает вверх и сплетения корней и веток визуально образуют Око Эйвы (The Eye Of Eywa).
Куорич на пальцах объясняет, что "невидимая рука рынка", о которой столь усердно твердил Селфридж, она очень далеко на Земле, а по носу схлопотать он может прямо сейчас.
Норм красит вертолет, а Труди инструктирует партизан об уязвимостях вертолетов.
Потом Джейк помогает Труди установить пулемет и именно в этот момент она обращает его внимание на присущий ему странный оптимизм: "Идем с луками и стрелами против артиллерии". После этого Джейк идет просить огневой поддержки у дерева.
Небольшая сцена с погрузкой боевых единиц.
Уэйнфлит (боец, летавший с Труди) убивает (!) Норма, который после этого с ужасом выскакивает из капсулы и ощупывает себя на предмет повреждений.
Нейтири, в свою очередь, оседлав чуть позже танатора, убивает этого злого солдата, разорвав в клочья его боевой костюм.
Именно доктор Макс с подельниками совершают вероломное нападение на базу, разломав экскаватором стеклянные окна диспетчерской.
И полетели!
И залетели!