Пять утра. Обычное современное скоростное шоссе. Оживленное движение: легковушки, фуры. Сильно похоже на Ленинградку после поворота на Шереметьево. А через несколько минут нам предстоит въехать в Стамбул,…Истамбул,…Константинополь,…Царьград…
"Стамбул - вот он, Вавилон, Великая Блудница, город множества ворот, откуда войска магометанских всадников несут чуму и смерть в земли христиан. Там Черный Папа сарацинов держит свой двор и плетет сети, дабы накрыть ими и уничтожить христианский мир, оттуда шлет он нам на гибель армию наемных убийц, еретиков и отравителей. Сей сатанинский город во власти дьявола и сам властвует с дьявольскою силой, ибо многие ушли туда и не вернулись...."
В районе Лалели выходим на воздух. Должно быть, жарко - плюс 45 в тени, но, по-моему, очень холодно - ветер с Босфора, утренний озноб. Перед мечетью небольшая площадь, на которой уже сидит торговка всяким хламом (по-другому ее товар назвать нельзя). Из-под ног разлетаются ленивые голуби, но ассоциаций с Венецией никаких. Лалели - нежилой район: только гостиницы, учебные заведения, кабаки и километры торговых площадей (первые 2 этажа - магазины, остальные офисы и производственные цеха). Свернув в переулок, как будто мгновенно покидаешь современный город высокотехнологичных коммуникаций, и продвигаешься дальше сквозь почти зримые клубы смешанных запахов - мочи, пряностей и гниющей соломы. На каменных возвышениях сидят перед своим товаром лавочники, молча, угрюмо. Над лавчонками нависают опиравшиеся на широкие каменные карнизы верхние этажи домов, а из этих этажей выступают, в свою очередь, деревянные балконы и решетчатые коробки, так что солнце здесь почти закрыто. Внизу мерзко хлюпает грязь наверху висят турецкие фонарики, мокрые муслиновые мешки и огромные бронзовые талисманы. Повсюду прибиты к зданиям или висят между ними: то Рука Фатимы (с ее ладони злобно смотрит одинокий глаз), то магический квадрат, то Печать Соломонова. Зубчатая каменная кладка остатков то ли крепостной стены, то ли акведука с огромными щелями не более чем мистификация, в лучшем случае - символ защиты, ибо ничего не защищает. Ее полуразрушенные стены буквально завалены ветхими домишками и лавчонками, которые притулились к ним, ища поддержки. За все этим высится лес минаретов, куполов и прямоугольных башен.
Хотя главные памятники города у всех на виду, его соблазны эфемерны, до них не так легко добраться, и хотя тамошние жители могут с улыбкой приветствовать чужеземца, но все они - шарлатаны и лгуны. Если сумеют, они вас одурачат. Здесь турки, европейцы, арабы, негры, азиаты, персы, армяне, греки живут преимущественно компактно - диаспорами. Вдоль залива Золотой рог и на европейской, и на азиатской части города район самой дорогой в мире недвижимости. Впечатляет… Вокзал, рядом отель XIX в. с видом на Босфор. С того времени, когда там останавливалась Агата Кристи Стамбул только рос и богател.
ЗЫ
Турецкий кофе Мехмет Эфенди (на мой вкус) - полное, окончательное и бесповоротное Г.