Синтō 神道 "путь богов" - это собирательное название японских верований, придуманное для того, чтобы как-то отличить их от буддизма и даосизма.
Собственно, синтō - это смесь из самых разных шаманизмов: айнского, австронезийского, алтайского, плюс некоторое влияние даосизма.
Синто - это в самом прямом смысле этническая религия. По-настоящему синтоистом может быть только японец. В синто нет сложного вероучения и заповедей, быть синтоистом для японцев означает иногда посещать святилища (дзиндзя) и участвовать в праздниках (мацури).
В то же время, мы, как люди европейской культуры, понимаем, что синто имеет свою философию, также как и любая другая духовная традиция, и философия синто может быть дистиллирована в качестве ряда определенных принципов.
И такое синто, освобожденное от конкретно-этнических образов вполне может распространится далеко за пределы Японии, в качестве еще одной мировой религии.
Я считаю, что если бы синто распространилось по миру - то это было бы очень здорово, потому как принципы синто - это именно то, чего не хватает современному человечеству для преодоления разнообразных кризисов.
Основные понятия синтō
Тама/тамасий 魂 ~ "дух", "душа", "духовная энергия", "духовная субстанция".
В Айнско-японском словаре Каяно Сигэру (茅野茂アイヌ語辞典) это слово поставлено в соответствие айнскому слову ram-at - "присутствие духа"/"наличие духа" ~ "дух", "душа".
В айнском языке звук r с легкостью может переходить в такие звуки как tr/dl/l/t/d, то легко видеть:
ram-at/tram-at/tlam-at/tam-at -> яп.: тама/тамасий
Ками 神 ~ "надсущность", "сущность распространяюшаяся над".
Верхн.-дзём. айнск.: ka-mu-?i букв.: "над распрострающаяся сущность"-> ka-mu-i -> kamuy -> др. яп. камы -> бунго/совр. яп.: ками.
Тама/тамасий
Тама - сгусток "живого", концентрация духовной энергии или даже вообще энергии, просто энергии. Тама пронизвает весь мир и наполняет все существа и все вещи. Существа и вещи наделены тама по-разному: кто имеет много тама, а кто-то мало. Чем выше концентрация энергии - тем больше/сильнее тама - тем большую силу имеет ее носитель. Хорошо иметь много тама. Поэтому цель любого ритуала синто - сохранить и приумножить тама.
Те существа и сущности, которые имеют очень много тама и обладают способностью наделять тама другие существа, а также отбирать тама у других существ и вещей, называются ками.
Те ками, которые наделяют тама - называются собственно ками,
а те ками, которые отбирают тама - называются моно.
Есть мнение, что слово моно - австронезийского происхождения, и может быть как-то связано с полинезийским словом мана.
Все ритуалы синто имеют своими целями:
сохранение имеющейся тама,
увеличение тама,
изгнание моно,
устранение негативного влияния моно.
Ками
Ками - это все, что имеет очень много тама и может наделять тама другие существа. Ками - это все выдающееся и необычное, как-то, например: тысячелетний кедр, камень причудливой формы, водопад, гора Фудзи, основатель компании "Панасоник", император Мэйдзи, мастер каллиграфии или, например, известный музыкант или писатель.
Очень важно понимать, что ками - это далеко не обязательно какое-то личностное/антропоморфное существо или предмет или вещь, которую можно представить, потрогать или, вообще, ощутить при помощи пяти чувств.
Намного чаще ками - это некая безличностная/аморфная сила, например, сила притяжения Земли к Солнцу - это тоже ками, силы действующие в атомном ядре между протонами и нейтронами - опять же ками, и другие подобные явления также являются ками.
Поскольку виды ками очень разнообразны, то, например, Будда, Иисус Христос, пророк Мухаммед - также могут рассматриваться как ками.
Так, например, буддизм прижился и широко распространился на Японских островах именно после того как было объявлено, что все будды и бодхисаттвы - это ками.
Таким образом, синто реально может сосуществовать с самыми разными духовными традициями. И не только сосуществовать, но и перенимать какие-то элементы других традиций и образовывать синкретические традиции. В этом заключается большая сила и гибкость синто.
Чистота и нечистота
С ками тесным образом связаны такие понятия как:
清 - киёси - "чистота", "свежесть", "приятность";
穢 れ - кэгарэ - "грязь", "гадость", "нечистота"; первоначальное значение - "рана", т.е., нечистота - это ранение/изломанность/нарушение привычного течения жизни.
Имеются в виду не конкретно-физические "чистота" и "грязь".
"Чистота" - это предметы, контакт с которыми увеличивает тама и действия увеличивающие тама.
"Грязь" - это предметы и действия, которые ведут к уменьшению тама.
(То есть "чистота" и "грязь" - это в данном случае нечто вроде условных обозначений для двух взаимоисключающих категорий вещей и действий.)
Чтобы увеличить свою тама надо контактировать с ками, а ками любят все "чистое", т.е., иначе говоря, то, что может привлечь тама, поэтому, чтобы увеличить тама надо контактировать только с "чистыми предметами" и избегать "нечистых предметов".
При этом, одна и та же вещь может быть "чистой" в одной ситуации и "грязной" в другой, "чистой" для одного человека и "грязной" для другого.
Поскольку в мире людей "чистота" и "грязь" всегда относительны, то для общения с ками всегда используются "универсальные чистые предметы".
Универсальный чистый предмет для сохранения/переноса тама/налаживания контакта с ками это - нава/нау - 縄 <- айнск.: naw - букв.: "стружка", "завиток":
подробнее о сабже:
http://gengo-chan.com/viewtopic.php?id=640