Оригинал взят у
v_sokoloff в
Как важно быть несерьезным (После премьеры «Клинического случая»)Вообще на майские праздники в театрах аншлагов традиционно не бывает: люди толпами спешат за город - кто на дачи, кто просто погулять и развеяться от городской суеты. В теплые и ясные дни желающих просидеть два-три часа в полутьме зала находится немного.
Однако в нынешние выходные традиция оказалась беспардонно нарушенной. 10 и 11 мая зал был полон - зрители рассаживались не только в партере, но и в бельэтаже, и даже на балконе. Одинокие свободные места торопливо занимали «свои», театральные работники, кто не успел посмотреть спектакль на прогонах. Премьера «экстремальной комедии» «Клинический случай», как и ожидалось, вызвала ажиотаж, всерьез претендуя на звание главного театрального события нынешней весны - события тем более значимого, что, по словам художественного руководителя Сергея Казакова, это заключительная премьера 220-го сезона. Сезон, конечно, закроется как всегда - в начале июля, и до того времени в театре случится много интересных и важных событий, но вот новых премьер до осени не будет.
Думается, зрители устремились в театр по нескольким причинам. Во-первых, на премьеру как таковую - в нашем городе имеется не слишком многочисленная, но стабильная когорта верных театралов, не пропускающих ни одной новой постановки. Во-вторых, многих привлекло волшебное слово «комедия», да еще в сочетании с именем англичанина Рэя Куни - всемирно признанного автора беспроигрышных, кассовых и, по определению критика Александра Соколянского, «химически чистых» комедий положений, на которых хохочут зрители во всех без исключения театрах нашей необъятной Родины.
Третьих же, по-видимому, необычайно заинтересовало само сочетание комедии Рэя Куни с именем московского режиссера Дмитрия Петруня. Сентябрьская премьера в нашем театре его «Господ Головлевых» по Салтыкову-Щедрину в одночасье вызвала бурную и по большей части восторженную реакцию публики. «Головлевы», действительно, - спектакль жесткий, стильный, мощный, «столичный» по уровню режиссуры, о чем массово писали пензенские СМИ, - и как же режиссер после мрачного щедринского гротеска приступит к заведомо «несерьезному» произведению заведомо коммерческого автора?
Но в этом-то и особенность русской театральной школы (а Петрунь, между прочим, выпускник Школы-студии МХАТ), что любая комедия, поставленная на сцене российского репертуарного театра, как правило, не превращается в пустое комикование - везде находятся «невидимые миру слёзы» и глубина мысли, о которой автор зачастую и не подозревал.
Сюжет, как мы помним, таков: в большой лондонской больнице накануне рождества доктор Дэвид Мортимер (Евгений Харитонов) готовится к докладу на открытии международной конференции неврологов, который должен стать самой важной вехой в его профессиональной карьере. Мало того, что вокруг рождественская суета, подготовка представления для маленьких пациентов детского отделения больницы, но еще в самый неподходящий момент, появляется... скажем так, старая знакомая доктора Мортимера - Джейн (Вера Дупенко), когда-то работавшая медсестрой в этой же больнице, чтобы сообщить совершенно неожиданную новость, которую хранила в тайне целых 18 лет. Оказывается, последствием их давнего романа стал сын Лесли (вторая большая роль в нашем театре Петра Матюшкова), который буквально вчера отметил совершеннолетие и теперь очень хочет увидеть своего отца. Впрочем, известно ему лишь то, что отец его - врач из этой больницы (имени Джейн благоразумно не назвала). Новость эта - настоящая катастрофа для доктора Мортимера, и он готов пойти на всё, лишь бы жена Розмари (Юлия Кузьмина) и коллеги ничего не узнали. Ну и, как всегда в пьесах Куни, одна ложь цепляет за собой другую, лавина неправды нарастает, словно снежный ком, и ситуации становятся всё нелепее и смешнее...
Тут, собственно, сразу появляется простор для действа на грани клоунады, учитывая прописанные в пьесе репризы, беспрестанные входы-выходы, переодевания в женские наряды и т.п. В спектакле всё это есть - и переодевания, и почти акробатические мизансцены, и «ударные» реплики, так что во втором действии зал уже совсем не может остановиться и хохочет без перерыва, вытирая слезы...
Но - снова наша «загадочная русская душа!» - сквозь каскад типичных комедийных трюков режиссер вытягивает-таки простую, но вечно актуальную мысль: карьера и прочее - суета, тлен по сравнению с простым семейным счастьем. Недаром импозантный доктор Мортимер, чем дальше и чем виртуознее он выкручивается из навалившихся проблем, тем всё менее и менее симпатичен для зрителей. Потому что - действует из вполне эгоистичных и не слишком-то возвышенных побуждений. И в то же время его студенческий друг, скромный доктор Хьюберт Бонни (Анатолий Громов), взяв на себя чужие грехи (опять же столь любимый русским менталитетом поворот событий!), становится истинным героем спектакля и в финале законно обретает совершенно нежданное счастье. Вроде бы и у доктора Мортимера всё в финале складывается как нельзя лучше - вожделенная руководящая должность и рыцарский титул у него в кармане - но счастливым он, кажется, уже не выглядит...
Как и в предыдущей работе Петруня, спектакль силен своим актерским ансамблем, в котором нельзя выделить большие и маленькие роли. Под аплодисменты выходит на сцену ветеран театра, заслуженный артист России Николай Шевкуненко в острохарактерной роли президента ученого совета, сэра Уилби Нельсона; буквально купается в родной для нее комедийно-фарсовой стихии Ольга Белякова (Кастелянша); крепко ухватывает детективную нить действия и не отпускает ее до самого финала сержант полиции в исполнении Владислава Матюкина; изящно-остроумен Артем Самохин в роли врача-стажера и по совместительству «массовика-затейника» Майка Коннолли; как всегда, удивляет своей многоликостью Альбина Смелова сразу в двух ролях - соблазнительной Медсестры в первом действии и комически-элегантной Мамаши во втором; и, конечно, совершенно неожиданно появление молодого актера Ильи Кочеткова в роли старика-пациента Билла - на премьерных спектаклях он получил немалую порцию симпатий зала.
И еще - экран на сцене, прием, уже знакомый нам по тем же «Головлевым»: но если там скрытые камеры проецировали на него закулисную жизнь спектакля, словно из потаенных уголков человеческой души, то здесь он живет своей собственной жизнью: то транслирует новости, то переключается кем-то из героев на памятную по 80-м «Рабыню Изауру», а большей частью - демонстрирует коридоры больницы (кстати, совершенно реальной). Да и вообще обстановка ординаторской на редкость реалистична - и всё благодаря настоящему медицинскому оборудованию (естественно, уже списанному), которое безвозмездно пожертвовали театру Пензенская областная клиническая больница имени Н.Н. Бурденко (главный врач Сергей Евстигнеев) и Городская клиническая больница скорой медицинской помощи им. Г.А. Захарьина (главный врач Вячеслав Космачев). Особая благодарность за помощь - заведующему региональным сосудистым центром больницы имени Бурденко Михаилу Краснову.
В финале спектакля на сцене появляется персонаж, драматургом не предусмотренный - маленькая девочка из детского отделения больницы (четырехлетняя Лера Кормилицына, дочка актрисы Марии Соловьевой), для пациентов которого взрослые, собственно, и готовили праздничное представление, да в суете совсем про него забыли. «А у нас будет праздник?» - спрашивает девочка. И взрослым ничего не остается, как ответить: «Будет». «Тогда я скажу нашим, чтобы не расходились!» - кричит девочка, убегая. Это нам всем напоминание: что бы ни происходило, помните - наши дети ждут нас и надеются на нас. Потому что больше им надеяться не на кого...
Фото © Дмитрий Журкин