«Салоеды», которым «сам Аллах велел быть рабами джигитов», неоднократно сходились в рукопашную, а под занавес боя буквально расстреляли несколько туземных эскадронов из пулеметных тачанок. Махновцы умели наступать в сомкнутом конном строю и недаром прослыли «рубаками». Красный комбриг Михаил Рыбаков вспоминал, как запросто, «одним ударом разрубывалась голова, шея и полтуловища, или полголовы скашивалось так точно, будто резали арбуз». Фома Кожин буквально уничтожал горцев.
Де Витте: «Раны у чеченцев были в большинстве смертельные. Я сам видел разрубленные черепа, видел отрубленную начисто руку, плечо, разрубленное до 3-4-го ребра, и проч. - так могли рубить только хорошо обученные кавалерийские солдаты или казаки». Дикую дивизию погнали по днепровским берегам, как перепуганное стадо. Страшные для мирного и безоружного населения, «лихие» кавказцы раз за разом терпели унизительные поражения от Махно, неся при этом совершенно чудовищные потери.
Махновцы питали по отношению к горцам лютую ненависть. Пленный белый офицер мог рассчитывать на быструю смерть, солдат-славян вообще выпускали на волю. Горцам это не грозило. Пуля в таких случаях казалась для них редким счастьем. В бою под Александровском (Запорожье) полк Кожина расстрелял два полка «туземцев», вырезав остальных в сабельной атаке. Потери украинцев составили 40 человек, потери джигитов больше - 1200 всадников. Окончательно Дикая дивизия была добита 11 ноября в ночном бою под Катеринославом (Днепропетровск).
Горцев уничтожили в кавалерийской рубке, многие бежали и утонули в Днепре. 700 человек попали в плен. Утром их обливали керосином и сжигали, либо медленно рубили шашками на мелкие куски. Участник махновского движения Герасименко писал: «Больше всего досталось кавказским частям − чеченцам и другим. Их за месяц погибло несколько тысяч. В конце ноября массы чеченцев категорически заявили, что не желают больше воевать с Махно, самовольно бросили посты и поехали к себе на Кавказ. Так начался общий распад деникинской армии».
После махновского разгрома генералу Ревишину удалось сформировать новую «дикую дивизию». Дивизию перебросили в Крым. Вот что пишет генерал Яков Слащев-Крымский: «Великолепные грабители в тылу, эти горцы налет красных в начале февраля на Тюп-Джанкой великолепно проспали, а потом столь же великолепно разбежались, бросив все орудия». К Джанкою прорвался «блуждающий» полк махновцев. Украинский выговор напавших моментально восстановил в мозгах горных «мачо» жуткие картины боев осени 1919 г., и они тут же дали деру…
Взял у
Владимира Истархова, вроде как из Истории для 10 класса