Русский бунт - это праздник

Sep 15, 2013 11:35

Все утро потратил на чтение Журнала Доброго Русского писателя Володи Злобина (v_zlobin), очень красивая, образная, но в то же время жесткая литература. О Русском сопротивлении в основном, скинхеды, патизаны, потерянная молодежь гибнущая в поисках правильного пути, дотлевающее старшее поколение. И вместе с тем его проза пропитана теплом человеческой души, добротой автора. Рекомендую каждому Русскому человеку.

Неожиданным оказалось содержание поста Национальная революция. Что хотел сказать автор? Можно только гадать... Даже напомнило вчерашние фантазии Елены Рохлиной. Некоторые его посты вызывают противоречивые чувства, но каждый глубоко пропитан смыслом, трогает, заставляет задуматься.

Особенно откликнулось в моей революционной душе следующее: Бунт - это праздник
И это неудивительно, ведь народный праздник - это всегда оспаривание официальных этических и социальных норм поведения. День, когда шутовскими выходками можно нарушить заведённый порядок: собраться толпой, принарядится, погудеть, выпить, подраться. Всё это сопровождается изобилием костюмов, криков, музыки.

То есть праздник, как и бунт, подразумевает состояние экзальтации, возбуждения, поэтому их модели поведения очень схожи. Зачастую бунт также использует элементы карнавальной культуры. Так, во Франции нередки были случаи, когда восставшие крестьяне переодевались в женские платья и в таком виде совершали разбой или наказывали сборщиков налогов.

Под маской можно делать то, что запрещено. Правило изнанки гласит, что с помощью смены одежды человек переменяет и свою социальную роль. Женские платья на здоровых мужиках с дубинами - это не безумие, не прообраз трансвеститов, а элементы праздника, маскировки, древней низовой традиции, когда для того, чтобы решиться на незаконный поступок нужно полностью изменить себя.

Ведь бунт - это далеко не всегда аффективное состояние, вызванное голодом или нищетой. Существует вполне элитарная мысль о том, что достаточно вовремя удовлетворять базовые потребности черни, чтобы избежать её восстания. Это ложный тезис, ибо история знает сотни бунтов, которые возникли не просто из-за социальных проблем, а из-за чего-то большего. Поэтому не совсем правы те, кто говорит, что февральских выступлений в России можно было бы избежать, если бы в Петербург вовремя выбросили хлеб.

Нет, порой в воздухе витает совершенно незнакомое, но такое пьянящее чувство, что от него поднимаются волосы на макушке. Оно пахнет озоном и потрескивает на костяшках кулаков. Его обычно не чувствуют в глухих кабинетах, но стоит только выйти на улицу и вздохнуть полной грудью, как лёгкие тут же наполнятся бунтом.

Обычно такое чувство называют аффектом, эмоциональным взрывом, детерминируют бунт психологической одержимостью или как Фрейд объясняют его влечением за либидо вожака.

Так, Ортега-и-Гассет писал, что когда разгневанная толпа, требующая хлеба, в бешенстве громит булочные, то она поступает аффективно, как ребёнок, руководствуясь одними лишь чувствами. Но это не совсем так. Ведь, например, в той же Франции именно булочники, выпекающие хлеб, частенько придерживали муку и вступали в сговор, чтобы поднять цены на свою продукцию. И толпа, озверевшая от голода или дороговизны, а порой просто по старой памяти, вовсе не аффективно, а сугубо обосновано шла громить причину своих бед.

И в этом плане феномен бунта, безусловно, рационален.

Нередко беснующаяся толпа пыталась легитимировать своё незаконное поведение тем, что пародировала власть. Она издавала собственные постановления и документы. Как не вспомнить тут прелестные письма Стеньки Разина? Зачастую бунтовщики выбирали своим вожаков человека, имевшего отношение к властным структурам - чиновника, священника, офицера. Тем самым они пытались как бы оправдать собственную вольность тем, что на их стороне стоит представитель закона. Так Болотников называл себя воеводой царя Дмитрия Ивановича.

В русской бунташной традиции, которую Пушкин метко нарёк «бессмысленной и беспощадной», увы, не всегда было заложено кардинальное переустройство общества. Ведь Емелька Пугачёв объявил себя царём-самозванцем, Петром III, хотел сам сесть на трон, а Разин, якобы, вёз на стругах патриарха Никона и царевича Алексея Алексеевича. Это одновременно и легитимация собственного поведения - восстановление на троне истинного правителя и игра на традиционных русских утопических интересах о справедливом царе и мужицком царстве.

К сожалению, ныне бунт стал брендом и продаётся в магазинах. Рядом с названиями радикальных песен стоит знак $. Современный молодежный бунт - это не восторженный, а протестный минет капиталу.

Впрочем, если при слове бунт у вас что-то вспыхнуло и кольнуло в груди, значит вы опредёленно русский. Так что будем ждать нашего праздника, друзья. И тогда по всей Руси вновь заполыхают усадьбы нуворишей, а речной бог Иван Горинович с удовольствием полакомится модной телезвездой.

Русские, литература, национализм

Previous post Next post
Up