Вот уже почти год развиваются отношения с одной иконой. Иконография Божией Матери «Страстная», причем особый список. Он хранится в Голгофо-распятском скиту Соловецкого монастыря
http://solovki-monastyr.ru/spp/golgofo-raspiatskij-skit/. Когда прошлым летом водила экскурсии от паломнической службы обители, то около пяти раз довелось возить паломников на Анзер - отдельный большой остров, на котором расположено два скита. Для меня, как и для тысяч людей, это самое удивительное и благодатное место на земле!
Один из скитов расположен на горе Голгофе (к слову, находится Анзерская Голгофа на той же параллели, что и Иерусалимская: 36 градусов восточной долготы). И почему-то самое сильное впечатление, как у меня так и у паломников, вызвала Голгофа, да и весь остров, в тумане. Невероятно величественно!
В самом распятском храме и находится особый список страстной иконы Божией Матери. Все, что удалось узнать у дежурившего послушника об этой иконе, это то, что она раньше хранилась в ТСЛ, а теперь передана сюда. Икона, если не ошибаюсь, датируется XIX- началом XX века. Стоит она при входе в храм встречая входящих. Мне всегда она нравилась. Но особые отношения с ней зародились, когда моя соседка по комнате, в которой мы жили на Соловках, купила репродукцию этой иконы и пожила на свою кровать. Неплохая софринская репродукция, продается там же в храме на Голгофе (больше, кажется нигде такую нельзя приобрести).
Я смотрела на репродукцию на кровати и мигом все воскресло в памяти: и величественность, и туман, и тепло и радость и все то особое, что бывает на Анзере и что доходит до кульминации на Голгофе.. Ну тут кто знает, тот поймет... А для остальных стоит пояснить, что Соловки, они разные: на Голгофе одно, в большом монастыре - другое, в поселке третье, в морском музее четвертое... на море, на Секирке, на Печаке.. и прочее, прочее..в общем свой большой и разнообразный мир! И то, что вот эта репродукция вызвала именно специфически анзерские ощущения для меня было очень ценно. Я не могла оторваться от этой иконы: все смотрела и смотрела. При этом понимала, что тут что-то необычное. Не совсем «то», что бывает, когда смотришь на икону как на образ.
На следующей же экскурсии приобрела и себе такой список. Была радость. Помню, в группе тогда был мужчина с усами. Они приехали с женой, видимо из какой-то малороссийской местности. Такой он был простой и открытый этот мужчина (или там все такими становятся?;)) … попросил меня помочь ему выбрать икону, которую он повезет домой своим детям. Он сказал, что никогда прежде не покупал икон, эта будет первая в его доме. Страстная его как-то не очень вдохновила и мы выбрали для его дома репродукцию современной иконы царственных страстотерпцев. Думаю, это хорошее благословение семьи. Мужчина с усами был рад как ребенок: «Вот это настоящий подарок!», - сказал он сияя. Была рада и я: за него и за себя.
После этого я подолгу смотрела на приобретенную репродукцию (надо сказать, что вообще я как классический сапожник без сапог редко покупала иконы. Думаю, что это от серьезного к ним отношения). И постепенно стала анализировать. Эта икона действительно органическая часть Анзера. У меня очень быстро сложилось в голове, что икона была изначально написана для этого храма знающими это место, возможно Соловецкими же иконописцами. В советское время она была вывезена на материк, попала в Лавру, и потом уже вернулась обратно. И я мигом в это поверила и до сих пор так считаю, хотя послушник сказал только то, что он сказал, а специально я больше ничего не узнавала. Так вот, икона (для меня) органически связана с Анзером. Но при этом в цветовом решении сильно выделяется Спаситель. Он будто не отсюда, не из этой нежно-туманно-лиловой гаммы. И это определенный художественный ход. Цвет его одеяний полон пульсирующей жизни: радостной, контрастной, юной...
Икона очень мне нравится по цвету, по технике, по той задумке, которую воплощает. Это удивительное произведение искусства своего времени. Но! Что-то есть мертвенное в этой иконе. Вот эта левая ручка Божией Матери: технически, анатомически - безупречна. Но она не держит Спасителя. Она как в коллаже сверху «наклеена». Я смотрю на эту икону и все распадается, а не собирается. Возможно она чересчур материальна, хоть возвышенна и тонка.
Вспоминаем историю. Начало XX века... «Начало болезней»...
Да, все мы помним, что в то время была, в основном, живопись по европейским образцам в храмах и все то же (профессионализм, тонкость исполнения параллельно с духовной пустотой произведения) можно сказать о бОльшей части церковного искусства того времени. Но я бы выделила эту икону, потому что тут именно икона, тут православный канон, древняя иконография заново проработанная, и это ее выделяет среди живописных работ. Это действительно достойная внимания и уважения попытка
Возила икону везде за собой: по Соловкам, когда меняла места дислокации, потом на дачу, дома она занимала разные места... В итоге к Пасхе организовала новый красный угол (прежний был и остался над рабочим местом). Но она так и не стала для меня иконой, молельным образом... С одной стороны немного грустно, с другой отрадно, что сердце учится чувствовать, что оно хоть и не знает многого и не видит, но «подлог» уже может отличить. Сейчас склоняюсь к тому, чтобы эта репродукция заняла свое место в моей коллекции образцов для иконописной работы, а в красный угол, надо верить, еще придет Царица Небесная. Дай то Бог!
Дорогие, спасибо, что дочитали до конца. Была бы рада любым вашим комментариям. Если кто-то знает больше и точнее про эту икону, поделитесь пожалуйста.