О принципах всеобщности пенсионного обеспечения, его обязательности и гарантированности

Dec 16, 2016 12:49

Продолжая разговор о принципах пенсионного права, начатый в предыдущей заметке, здесь кратко рассмотрим содержание первых двух из сформулированных принципов.


Конституция - превыше всего
Принцип всеобщности пенсионного обеспечения закреплен в Конституции России, статья которой провозглашает нашу страну социальным государством и предусматривает установление государственных пенсий и иных гарантий социальной защиты. Статья 39 Конституции конкретизирует данные нормы и гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. При этом определяется, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.



Принятие специальных пенсионных законов, соответствующих Конституции, служит необходимой государственной гарантией реализации права на пенсионное обеспечение. Как все знают, таких законов у нас достаточно много. В отечественном праве реализация принципа всеобщности пенсионного обеспечения заключается в равной для каждого возможности при наступлении установленных в законодательстве юридических фактов, являющихся одновременно и социально значимыми обстоятельствами, получить те или иные пенсионные выплаты независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других дискриминационных факторов.

Основы основ
Принцип всеобщности проявляется в предоставлении иностранным гражданам и апатридам, постоянно проживающим в нашей стране, права на пенсионное обеспечение наравне с гражданами России при соблюдении ими условий, предусмотренных законодательством. К проявлениям названного принципа также можно отнести закрепленную в действующем законодательстве возможность выплаты пенсий в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью (службой) лицам, выезжающим на ПМЖ за границу. Примером развития принципа всеобщности в российском пенсионном законодательстве служит вопрос о пенсионном обеспечении осужденных.

Статья 124 Закона от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» , действовавшего до 1 января 2002 г., устанавливала, что за время лишения пенсионера свободы по приговору суда выплата назначенной пенсии приостанавливается.
Однако в соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 16 октября 1995 г. № 11-П положение указанной статьи в той части, в какой оно устанавливает приостановление выплаты трудовых пенсий за время лишения пенсионера свободы по приговору суда, признано не соответствующим Конституции и утратило силу с 16 октября 1995 года. В отношении иных видов пенсий статья 124 Закона № 340-1 фактически утратила силу с 1 июля 1997 г. - с момента вступления в силу Уголовно-исполнительного кодекса РФ от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ. Статья 98 данного Кодекса устанавливает, что осужденные имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством. Действующее пенсионное законодательство ограничений по выплате пенсий осужденным не содержит.
При рассмотрении принципа всеобщности пенсионного обеспечения необходимо учитывать следующее.

Как правило, пенсии устанавливаются в связи с трудовой и иной деятельностью, которая признается законодателем общественно полезной. Страховые пенсии назначаются в связи с осуществлением застрахованными лицами работы, в течение которой уплачивались (начислялись) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Пенсии за выслугу лет военнослужащим и приравненным к ним в пенсионном обеспечении лицам, а также федеральным государственным служащим устанавливаются в связи с выполнением ими значимой для государства соответствующей службы.

Природа указанных видов пенсий, несмотря на различные источники финансирования (страховые средства и федеральный бюджет), схожа и заключается в компенсации гражданам утраченного заработка при окончании осуществления ими трудовой и или иной деятельности. Кроме того, отдельные виды пенсий могут устанавливаться государством за счет собственных средств в особых случаях, например, в целях компенсации гражданам вреда, нанесенного их здоровью радиационными или техногенными катастрофами.



Вместе с тем имеются лица, которые как по объективным, так и по субъективным причинам при наступлении социально значимых обстоятельств могут не обладать правом на пенсию в связи с трудовой деятельностью или же на иную пенсию, предусмотренную законодательством для отдельных категорий граждан. Предоставление таким лицам права на пенсионное обеспечение является необходимым и естественным условием для реализации принципа всеобщности.

В социальном государстве право на пенсию должно быть признано за каждым гражданином.

Поэтому, по нашему мнению, полная реализация принципа всеобщности пенсионного обеспечения невозможна без законодательного закрепления института социальных пенсий. Социальные пенсии являются сравнительно новым институтом российского пенсионного законодательства. Его история насчитывает чуть более 26 лет.

По общему правилу социальные пенсии устанавливаются нетрудоспособным гражданам, не имеющим права на страховую пенсию, и, следовательно, независимо от выполнения трудовой и (или) иной общественно полезной деятельности, а также уплаты законодательно установленных платежей на цели пенсионного обеспечения. Данный вид пенсионных выплат является государственной гарантией материального обеспечения названных граждан при наступлении социально значимых обстоятельств (достижение преклонного возраста, инвалидность, потеря кормильца).



Итоги
Принцип обязательности и гарантированности пенсионного обеспечения пересекается с принципом всеобщности. Право на пенсию общепризнанно и относится к базовым социальным правам человека. Государство гарантирует не только максимальный охват граждан системой пенсионного обеспечения, но и отвечает за обязательный характер пенсионных выплат, предоставляемых при возникновении упомянутых социально значимых обстоятельств. Обеспечивается и гарантируется защита от любого социального риска, свойственного пенсионной системе. Нехватка финансовых средств не может являться основанием для неисполнения компетентными органами государства своих обязанностей по отношению к лицам, которым выплачивается пенсия. Именно поэтому государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда России перед застрахованными лицами.
Previous post Next post
Up