Русский Православный Елеонский женский монастырь и церковь Вознесения с колокольней во имя Иоанна Крестителя, которая больше известна как «Русская свеча». Находится монастырь на самом верху Елеонской (Масличной) горы.
[url=
http://simvol-veri.ucoz.ru/publ/1-1-0-64]Очень интересная статья об обители[/url] материалы, которые я публикую ниже, взяты именно отсюда.
Высота колокольни - 64 м
Её большой колокол весит 308 пудов, диаметр его 2 метра 13 см.
Колокол был отлит в России. Весит он около шести тонн. Вылили его в Москве по заказу русского купца Александра Рязанцева, с которым отец Антонин был в дружеских отношениях. На пароходе «Корнилов» колокол привезли в Яффу.
Мэр Иерусалима, турок, правоверный мусульманин, узнав, что русские привезли колокол, а мусульмане колоколов не признают, произнес: «Надо им, пусть несут на руках!».
Поэтому Арабские рабочие отказались от его перевозки.
Русские паломники, на две трети женщины на руках спустили колокол на берег, и по бревнам, вручную, перекатили его в Иерусалим, А это более 60 км! А потом также, на руках, подняли его на Елеонсую гору.
« … строительство колокольни, как отмечалось выше, чертеж которой рисовал сам отец Антонин. Строительство колокольни, как и храма отец Антонин контролировал лично, часто посещая Елеон или наблюдая за работами в подзорную трубу из окна здания Миссии. Строили колокольню те же итальянские мастера. Она получила впоследствии название "Русская свеча". Высота колокольни составила 64 метра, а по своей архитектуре она в точности напоминает средневековые итальянские кампанилы. Целым событием для Иерусалима стало прибытие Елеонского колокола. Он был заказан благочестивым поклонником Святых мест Соликамским купцом Александром Рязанцевым. До этого он уже пожертвовал в разное время несколько тысяч рублей для Елеонских нужд отца Антонина. И его завершающим вкладом в дело строительства будущего русского монастыря был заказанный в Москве роскошный колокол в 308 пудов с замечательным орнаментом горельефов и надписей. Колокол А. В. Рязанцева был отправлен из Одессы на пароходе "Корнилов" 12 марта 1884 года и выгружен на берег Яффы. Через некоторое время колокол был перенесен из Яффы в Иерусалим. Вот как описывает это событие сам отец Антонин:
"И вот - 105 человек (на две трети женщины) спешно прибыли в Яффу и принялись за дело. Благодаря общему воодушевлению, в течении 7 дней колокол, несмотря на тысячу затруднений, был благополучно доставлен (на руках!) в наши постройки. 5 февраля вечером ему была восторженная встреча, поднявшая весь город на ноги. Затем вся масса паломников взялась тащить колокол на Святой Елеон, к месту его назначения". По прибытию на русские постройки, уже не сотни, а тысячи людей выдвинулись нести колокол на Елеон, дорога на который оставляла желать лучше. На самой Елеонской горе это были узкие тропинки, вырубленные в скале, извившейся между скалами уступами в 35-40 градусов крутизны. Но для русских православных поклонником это не было препятствием, а во время остановок они пели "Спаси Господи люди Твоя, при громогласном упоминании имени обожаемого монарха"
Колокол принесли на Елеон 7 февраля 1885 года. Несмотря на внушительные размеры, колокол создает впечатление изящного и не подавляет взоры своей массой, имеет 213 см. в диаметре и около трех метров высоты. На верхней полосе колокола имеется надпись: "Во славу Святыя, Единосущныя, Животворящия и Нераздельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа". По нижнему краю, в два ряда тоже славянским шрифтом написано "Колокол пожертвован в Святой Град Иерусалим на святую гору Элеонскую ко храму Вознесения Господня. Лит в царствование Благочестивейвшаго, Самодержавнейшаго, Великаго Государя Императора Александра Александровича, при супруге его Его Благочестивейшей Государыне Императрице Марии Федоровне, при наследнике Его Благоверном Государе Цесаревиче Великом Князе Николае Александровиче и при начальнике Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрите Антонине, по усердию русского поклонника Святых Мест Соликамского купца Александра Рязанцева с сыном Василием Александровичем. 1883. Москва. Завода Финляндского. Лил мастер Ксенофонт Веревкин. 308 п[удов] 20 ф[унтов] (ок. 5 тонн)".
Отец Антонин планировал создать здесь мужской монастырь и первым делом после посадки деревьев решил построить здесь подобающий этому святому месту храм. Женская Елеонская община возникла несколько позже при архимандрите Леониде (Сенцове) в 1906 году указом Святейшего Синода Русской Православной Церкви как и Горненская, до 1924 года скромно называлась "общиной со старшей сестрой во главе".
В 1873 году архимандрит Антонин решает приостановить все археологические работы и посвятить все силы постройке церкви. Уже в декабре 1973 года работы начинаются и по счастливой случайности фундамент пришлось рыть неглубокий, так как на том месте оказалась природная плоская скала. К началу русско-турецкой войны 1877-1878 годов церковь был доведена до окон, а архимандрит Антонин вынужден был оставить Палестину как и все члены Русской Духовной Миссии. По возвращению на Святую Землю отец Антонин продолжает строительство, преодолевая трудности в получении различных разрешений, фирманов, обходе турецких законов, в задабривании турецких чиновников. Один из видных чиновников Серая Салим-эффенди слыл большим любителем чаепития и благоволили к отцу Антонину. Отец Антонин, угождая чиновнику часто посылал ему подарки «чай-москоби». Приходилось пускать в ход не только прирожденное удивительное обаяние, но и дипломатические качества.
Храм с еще неустановленным крестом вынужден был простоять еще пять лет, в виду не получения султанского фирмана, задержек и бюрократических препятствий. Его торжественное освящение состоялось 7 июня 1886 года во имя праздника Вознесения Господня….»
Дорога к Храму.
Спасо-Вознесенский храм, «Моя маленькая София» - так называл его отец Антонин Капустин. Действительно, он отдалённо напоминает Софийский собор в Константинополе
После утверждения женской общины стали строить новые корпуса, гостиницу, богадельню, открыли золотошвейную и иконописные мастерские. Первоначально в общине было 15 сестер. К 1907 году число насельниц увеличилось до 70, а в августе 1914 года в общине насчитывалось более 100 сестер. В 1909 году на Елеоне случилась трагедия. Однажды ночью был убит игумен Парфений.
Злоумышленники искали денег (убийство было с целью ограбления), но кроме разной мелочи ничего не нашли у труженика Божьего на Елеоне. Отец Парфений был погребен близ гроба своего наставника - архимандрита Антонина. Только три года успел потрудиться на Елеоне этот подвижник благочестия. Именно игумена Парфения видел архимандрит Леонид (Сенцов) во главе Елеонской общины вместе с престарелой монахиней Евпраксией.
Около входа в Собор установлен камень. Стоя на этом камне, Богородица смотрела на Вознесение Христа.
Внутри Собора. Мне удалось в этот раз получить благословение на съемки. Так что … не могу не поделиться.
Во время строительных работ на Елеоне обнаружили большую братскую могилу. В ней были останки тысячи двести человек. Все скелеты принадлежали женщинам. Сделали вывод, что на этом месте был большой женский монастырь. Персы убили всех монахинь. И убили в церкви, потому что на мраморных плитах, оставшихся от пола, обнаружили несмываемые пятна крови. Сколько же её пролилось, что она пропитала камень? Эти плиты вмонтировали в пол церкви напротив алтаря.
Иконостас Собора.
В начале 20-го века в монастырь из России привезли большую икону, именуемую «Черниговской Божьей Матерью». Монахини переименовали ее в «Елеонскую Скоропослушницу». Она считается главной иконой церкви Елеонского монастыря. Вторая икона, называемая «Взыскание погибших» стоит рядом с «Елеонской Скоропослушницей».
Слева от иконостаса …
24 марта 1894 г. о. Антонин умер.
Он завещал похоронить себя в Вознесенском соборе в южном крыле. Однако скальная порода, залегающая там прямо под полом не позволила это сделать и могила о. Антонина находится в северной части здания
Гробница Архимандрита Антонина с неугасимой лампадой, иконами и его фотографией.
Росписи Собора торжественны и величественны. Других определений просто трудно подобрать.
Святые Евангелисты.
Библейские сюжеты.
Вознесение …
Иконы …
Святая троица у дуба маврикийского.
Кроме Спасо-Вознесенского собора в Елеонской обители были построены еще несколько храмов.
Часовня обретения честной главы Иоанна Предтечи.
Согласно житийной литературе, после казни Иоанна Предтечи по приказу тетрарха Галилеи и Переи Ирода Антипы, тело святого по велению нечестивой Иродиады, было брошено в нечистое место. Оттуда голову Иоанна выкрала благочестивая Иоанна, жена домоправителя Ирода Антипы - Хузы, и захоронила ее, запечатав в кувшин, в загородном поместье тетрарха на Масличной горе. Спустя многие годы место это оказалось во владении вельможи Иннокентия, который, решив построить церковь в своем поместье, обнаружил голову Иоанна при копании рва под фундамент и опознал святыню по исходившим от нее благодатным знамениям. Затем он выстроил на этом месте церковь, в которой и покоилась голова святого. Почувствовав приближение смерти и опасаясь возможного осквернения священной реликвии, Иннокентий снова схоронил ее на том же месте, где она была им обретена. За последовавшие после этого годы церковь, построенная Иннокентием, обветшала и рухнула. Во время царствования императора Константина два инока-паломника снова обрели по знамениям голову Иоанна и унесли ее из Иерусалима. В дальнейшем святыня еще дважды укрывалась и обреталась, в Эмессе и Команах. Первые же два обретения формально считаются одним - Первым Обретением Честной Главы Иоанна Предтечи. Место, где оно произошло, и было открыто о. Антонином при раскопках на купленном им участке на Елеоне. Рядом с местом обретения главы Иоанна были раскрыты напольные мозаики, вероятно, украшавшие стоявшую на этом месте в VI-IX веках церковь. В конце XIX в. - начале ХХ в. над мозаиками и отмеченным углублением местом обретения главы Иоанна Предтечи, на средства русской женщины-благотворительницы Ирины Григорьевны Силаевой, была выстроена небольшая церковь. Хотя по размерам здание ее достаточно для церковного, из-за противодействия Иерусалимской патриархии она не была освящена в качестве церкви и существует в статусе часовни во имя праздника Первого и Второго Обретения Честной Главы Иоанна Предтечи, отмечаемого 24 февраля. В этот день в часовне происходит моление и чтение Псалтири.
На мозаичном полу, найденном о. Антонином при раскопках, имеется углубление. Оно считается чудотворным, поскольку по преданию именно здесь и лежала Глава Крестителя.
Обычно древние мозаики закрыты коврами.
Икона на месте обретения главы Иоана Предтечи.
Иконостас Церкви.
Печка. Она топилась, когда мы там были. Я думал - пекут что-то, а оказалось, что печка эта для сжигания бумаг.
На территории монастыря. Виды на Иерусалим от монастыря.
Колодец в монастыре.
Охрана.
Работает исключительно по ночам.
Ну вот …
… выходишь за ворота монастыря и будто попадаешь в совершенно иной мир.