Кто-то, конечно, будет смеяться. Кому-то покажется неправдой. Или дичью. НО!!! Что было - то было. Не было в том полуподвале, где мы жили не то что ванной, а даже и душа. Поэтому раз в неделю мы ходили в баню. Пока я был не очень взрослым, т.е. просто совсем маленьким, походы эти были в сопровождении мамы. А как только немного подрос, то меня «приняли» в мужскую компанию.
И, конечно, сразу появился новый элемент помывки. Вы поняли, о чём я говорю? Правильно. Парилка! Врать не стану - не понравилось. Жарко до…, простите пота!!! И, если я внизу ещё кое-как мог находиться, то, осмелев однажды, поднялся я на верхнюю полку и сразу же скатился вниз и выскочил наружу. Непонятно мне было - в чём там удовольствие. Ну что поделать? Молодой был. Глупый.
А в остальном всё оставалось по-прежнему. Жёсткая, царапающая, как мне казалось, мочалка. Едкое мыло, которое всегда норовило попасть в глаза и выщипать их напрочь. А что вы хотели? Ну, не было тогда всяких «Давов» ласкающих тело и всяких прочих шампуней.
Вообщем, как я думаю, всем это знакомо. Что тут рассказывать?
Но вот, что называется, «после бани» … тут да!!! Тут без вариантов. С папой было гораздо интереснее.
После бани мы всегда заходили в … не могу сказать, что это было за заведение. Спросить уже, увы, не у кого. То ли пивная, то ли рюмочная. Но мне почему-то казалось, что это был овощной магазин. Почему? Из-за капусты всё.
ПРОВАНСАЛЬ … капуста такая … квашеная
И не просто капуста, а заквашенная специальным образом. Рецепт - то я потом уже, конечно узнал, а тогда…. Но всё-же парочку слов скажу. О том, как готовят капусту провансаль. В бочку, да-да в бочку, закладывался первый слой капусты, перемешивался с солью и плотно уминался. А потом капуста перемежалась виноградом, клюквой, черносливом, кусочками антоновских яблок, и конечно морковкой. И всё это квасилось вместе с капустой. Вот такая капуста тогда называлась - провансаль. Причём не то подобие, что встречается сейчас на рынках. На сто кило капусты горсть клюквы и два яблока, а весьма и весьма щедро сдабривалась капустка всем перечисленным. Так что … может это из серии - «в детстве деревья были выше, а снег белее», но вот такие стойкие ощущения.
Итак. Опять же полуподвальчик. Небольшой зал. Прилавок и несколько столов. Высоких таких столов. За ними взрослый человек только стоя мог употреблять. Что употреблять? А всё, что можно было употреблять. А в том заведении, поверьте, было что. Так вот. На металлической такой, никелированной основе крепилась вертикальная штанга, а на ней уже - две мраморные столешницы. Получался двухъярусный такой стол. Одна столешница повыше, вторая пониже. Как раз примерно мой размерчик.
Папа и его товарищи брали себе по пивку с прицепом. А как же? После бани- святое дело. А мне наливалась «большая» пивная, в нольпять, кружка лимонада. Я больше всего любил, да и сейчас тоже, «Дюшес». Золотисто янтарный, ароматный, пузырчато-колючий. А уж вкусный какой!!! Что-то нереально - неповторимое. И в обычной жизни, в таких количествах просто немыслимое.
А ещё. Ещё продавщица, такая огромная тётка в белом халате накладывала кулёк этой самой капусты. Которая носила такое французско - изысканное название. Она, внимая просьбе папы:
- Для пацана, положите виноградика побольше …
Очень щедро эта тётка ухитрялась, пошурудив совком в бочонке зацепить именно побольше вкусноты. Этого самого винограда, изюма, яблок, клюквы…. Ловко у неё это получалось. И кулёк этот клался обязательно на тарелочку, да-да, именно на тарелочку. Газета быстро размокала, и я с увлечением выбирал всю эту самую вкусноту и запивал таким душистым и колюче - наисладчайшим «Дюшесом».
И конечно, конечно вкус, и наслаждение от такого лакомства, усиливало осознание того, что поглощалось оно в компании таких взрослых, надёжных и настоящих военных.