Э.М. Ремарк. "Ночь в Лиссабоне"

Nov 19, 2013 20:57

К Ремарку у меня особое отношение. Я читала у него всего лишь парочку "вещей", но почему то кажется, что я знаю его как-то долго и близко.
При этом, как водится у меня, я не знаю его биографию. Но он входит в тот немногочисленный список писателей, про которых этот пробел обязательно нужно восполнить. Но тут не всё так просто. Я считаю, что он очень искренен в своих книгах, и они прожиты, пропущены им через себя, может даже местами автобиографичны. И поэтому, в частности, я не хочу воспринимать его книги через отражение каких-то моих сумбурных знаний и восприятия его биографии, личности. Нужно сначала прочитать книги. А вот тут загвоздка. Читать его мне очень сложно. Меня одолевает грусть, печаль и страх. Страх подобного повторения тех страшных событий. Поэтому мне нужно решится взять его книгу с полки. Однажды я даже оставила попытку снова перечитать "Три товарища", такая меня печаль охватила, от осознания, что Патриция умрёт всё равно. Я понимаю, что лейтмотив всё равно о жажде жизни, но не могу удалить из себя болезненную привязанность к героям и какое-то чувство несправедливости.

Уж скоро год пройдет, как Бо подарила мне "Ночь в Лиссабоне", но в силу вышеназванных причин я всё откладывала чтение. Как всегда вмешался случай.
Я захотела прочитать Моэма, благо его книг у меня аж три, в том числе благодаря Бо ;), начинать решила с любой.
Утром, по дороге на работу было что-то не до чтения. Днём переписываясь с Голубевой, я поделилась инфой, что вот тоже решила Моэма почитать таки. Уже вечером, когда мы ехали в электричке, она увидев у меня в рюкзаке книжку сказала: "Оу, Ремарк, у меня одна подруга, тоже читает Ремарка сейчас".
-Что значит тоже? Я то "читаю" Моэма, - и достаю книгу из рюкзака. Какого же было моё удивление увидеть в руках Ремарка :))
Сначала я расстроилась, потому как ни к чему мне сейчас лишняя печаль. Потом.. Потом я вдруг наконец-таки узнала то странное чувство, что иногда вызывает у меня Леша Т. Есть в образе, который я ему создаю, что-то от моего образа того ощущения, что появляется у меня после прочтения Ремарка)
Данное открытие породило у нас с ним длинный, немного с надрывом, немного наигранным гротеском эмоций диалог. По результатам которого он впервые в диалоге со мной стал писать о себе, применительно к себе позитивные, положительные характеристики.  Дождалась!)))

Вернувшись к Ремарку и его "Ночь в Лиссабоне". О чем книга говорить не надо - как всегда книга о любви) О любви на фоне нацистской Германии со всем вытекающим. Об узнавании себя и любимого человека ДРУГИМИ. И о том как Любовь становится полнее, в чем-то ярче и однозначно глубже. И узнать себя такими и любить так нельзя было бы вне таких ужасных обстоятельств.
В общем, что тут много писать своим корявым почерком? Читайте! :)
П.С. Для меня интересным и неожиданным бонусом от этой книги стало появление интереса к Португалии. Её истории вообще и в частности во время Второй мировой войны.

"-А вы никуда не едете?
Шварц покачал головой:
-Теперь уже нет. Я возвращаюсь обратно.
-Куда? - спросил я удивленно.
Я не мог поверить, что он опять возвращается в Германи.
-Назад, - сказал он. - Потом объясню. "
Этот диалог всего лишь на 32 странице. Даже несмотря на то что в этот момент уже известно, что его Любимой больше нет в живых эта мысль звучит пугающе. Но после всей книги, решение вернуться в Германию кажется не только логичной, но и само собой разумеющейся.
«Конечно, здесь все было тише и мягче, чем там.
Но  любовь  к  Богу,  к ближнему своему не всегда была такой. Целыми столетиями церковь  проливала потоки  крови.  И  в  те  мгновения  истории,  когда  ее   не   подвергали
преследованиям, она начинала преследовать сама - пытками, кострами,  огнем
и мечом.
   Брат Елены сказал мне однажды в лагере, иронически усмехаясь:
   - Мы переняли методы вашей церкви. Ваша инквизиция с ее камерами  пыток
во славу божию научила нас, как нужно обращаться с врагами истинной  веры.
Но мы действуем мягче и живьем сжигаем сравнительно редко.
   В то время, как он со мной беседовал, я висел на перекладине.  Это  был
еще более или менее безобидный способ выпытывания имен у заключенных.»

« О, это лето 1939 года! Казалось,  Бог еще раз захотел показать миру, что такое мирное бытие и что он потеряет с войной. Дни стояли  теплые,  тихие,

безмятежные.»

«   - Счастье... - медленно сказал Шварц. - Как оно  сжимается,  садится  в воспоминании! Будто дешевая ткань после  стирки.  Сосчитать  можно  только

несчастья.»

«Целый час я шагал по проселку до следующей станции. Я  уже  был  научен тому, что, если не хочешь показаться подозрительным, не прячься.  Я  прямо

подошел к кассе и попросил билет  первого  класса  до  ближайшего  города.

Кассир, однако, не спешил выполнить мою просьбу, и я понял, что  он  хочет спросить документ. Но тут  я  опередил  его  и  прикрикнул,  чтобы  он  не

копался. Чиновник растерялся и выдал мне билет.»

Эти цитаты они не только о книге, они о жизни. Они не только о любви и счастье, они о выживании и об ощущении проживания каждого дня.

А вот это на мой взгляд одна из самых страшных цитат:

«Перед консульством  теснилась  громадная  толпа.  Пришлось пойти на риск. Могло  статься,  что  машину  уже  разыскивают.  Но  другой

возможности у меня не было. В паспорте Георга виза была.

Я медленно подвел машину к толпе. Люди задвигались только тогда,  когда рассмотрели  немецкий  номер.  Толпа   расступилась.   Несколько   человек бросились бежать. По аллее ненависти машина пробралась  к  входу.  Жандарм отдал честь. Со мной этого не случалось уже давно. Я  небрежно  ответил  и
вошел в консульство. Жандарм распахнул передо мной  дверь.  Меня  охватила горечь.  "Надо  было  стать  убийцей,  -   подумал   я,   -   чтобы   тебя

приветствовали".

«После  войны  я  вернулся  в  Европу.  Пришлось  преодолеть   некоторые трудности, чтобы установить свою личность, ибо в то время в Германии сотни

представителей  расы  господ  стремились  к   обратному.»

книжка

Previous post Next post
Up