"Сказочные" неувязочки

Dec 02, 2009 13:13



На УНТ (устное народное творчество, университетская дисциплина на филфаке 1 курса) нам рассказывали о мудрости сказок. Писатели придавали литературный вид народным сказаниям,уходящим своими корнями глубоко-глубоко... Потом я знакомилась с исследованиями на эту тему. Согласно им в русских народных сказках заложен некий глубинный смысл, который почему-то до сих пор остается скрытым. Вот взять "Курочку Рябу" - дед бил - не разбил, баба била - не разбила, а мышка махнула хвостиком - и вот те на. В "Репке" тоже только благодаря мышке удалось вытащить сей огородный шедевр. Почему мышка такая исключительная? Какую роль она играет в мироздании? Или олицетворением чего является? Вопросов много, но написать хотелось чуть-чуть не об этом.

"Сказка о золотой рыбке". В детстве, помню, смотрела этот красивейший мультик, и всегда было жаль старика. А теперь перечитываю дочке и думаю, что этот старый хрен сам виноват - зачем было делиться со своей старухой тем, что произошло с ним на рыбалке? Умолчи он о золотой рыбке, не было бы этих "дурачин" и "простофиль". Или взял бы да попросил рыбку, чтоб баба его забыла о новом корыте, доме да дворянстве, пока не стало еще хуже...
Еще нравится анекдот на эту тему:
Закинул старик свой невод в море. Потемнело синее море: давно не стирал старик свой невод...
"Сорока-ворона". Ну, все мы знаем - этому дала, этому дала... Если бы были еще дела, то и пятый "этот" занялся бы ими - а так четверо себе расхватали дрова, воду, кашу, тесто (строго говоря, при чем тут тесто), то последнему и не осталось ничего. Наруби он дрова - остался бы без дела другой. Вывод: кто-то всегда будет голодным...
"Гуси-лебеди". Одна из любимых сказок. Девочка, значит, спрашивает у печки, яблоньки и молочной речки, куда гуси-лебеди полетели. Те (корыстные!) пытаются втюхать свои "продукты", а раз она отказывается, то никто и не говорит, куда идти. В итоге она его сама нашла. У меня вопрос: зачем она приставала к печке, дереву и реке именно на этапе поиска, если сама нашла? Спрятать их с братом потом - понятное дело. Ну а в поиске?
Из КВНа на тему сказки:
- А вы знаете, откуда берет начало история кремирования?
- Печка, печка, спрячь меня.
Кстати, о кремировании...
"Иванушка и баба Яга". Эта книжка, купленная дочери, подозреваю уж очень вольного пересказчика. Хромает логика. В начале жила-была бедная семья, мать посылает сына в лес дрова нарубить, чтоб продать и купить хлеба (судя по картинкам, на дворе лето. ну да ладно, деревня - мож, кто и купит для печки или баньки). Он дико заблудился, вышел на ту самую избушку (кстати, узнать бы, откуда этот символ избы именно на курьих ножках?). Баба Яга* его хотела изжарить, но он это дело просек и в печь правильно лезть не хотел, предложив ей показать. Она показала, он ее в печку и закрыл заслонкой (жесть). И потом вернулся домой (непонятно, как нашел дорогу) и "Зажили они с матушкой еще лучше прежнего". куда лучше - они ж еле концы с концами сводили?
К сожалению, филологу режет глаз текст многих детских книжек - тафталогия, нестройность текста, ошибки, пропущенные знаки препинания... Но это уже другая тема.
_______________________
Баба Яга* - читала, что согласно Влесовой книге, жили на древней Руси племена Яги, балующиеся каннибализмом. Оттуда и образ. А славяне, между тем, своих пленников не ели, а просто заставляли работать.


заказ билетов в театры москвы
. Билеты в театры! Доставка сейчас.

сказки, Йазык

Previous post Next post
Up