С тех пор, как младший сын пошел в школу, я чувствую постоянное давление со стороны администрации. Началось все с трудной адаптации сына. Первоклашкам досталась молодая учитель, которая сбежала через месяц или два с момента начала обучения. Сын был признан нуждающимся в проведении ПМПК, а администрация меня активно подталкивала к тому, чтобы я забрала ребенка из школы (в коррекционный класс либо на домашнее обучение). «Вы видите, как ему сложно», «Это ради ребенка», «Вы знаете, какие случаи бывали - мама нас благодарила за то, что вовремя обратили внимание на эти поведенческие моменты» и т.д.
Ага, такие расслабленные все. Если бы так и было...
Я решила пройти эту комиссию, чтобы ткнуть носом в заключение, и чтоб от нас отстали. Была уверена, что все нормально. Так и вышло - председатель ПМПК удивлялась, насколько некомпетентно ведут адаптационную работу с первоклассниками, она прямым текстом мне сказала, что не дорабатывает школьный психолог.
Содержанием документа в школе были недовольны, но что делать? Вы хотели бумажку, которая бы дала вам полномочия активно рекомендовать коррекционку, но получили другое? Что ж, на некоторое время от нас отстали.
Но зерно сомнений в «нормальности» сына во мне заронили, и пошла я по детским психологам искать правды. Психологи, как один, восхищались ребенком - он очень активный, у него все хорошо, а сосредоточиться мешают медленно созревающие участки мозга, отвечающие за эмоционально0волевую сферу. Что поделать - это индивидуальный момент, либо ждать, либо попробовать ускорить процесс посредством воздействия на мозг слабыми электроимпульсами. Окей, мы постарались воздействовать.
После ухода первой учительницы появилась вторая - зрелая миловидная дама, весьма заинтересованная в своем профессиональном успехе. Она сразу выявила «моменты» с сыном, и тоже не постеснялась упомянуть про коррекционный класс. Поведение такого плана (сам не слушает, мешает другим), легко решается в ситуации, когда в классе 6-7 человек, а это - коррекционные классы.
Говорит мне про это она, а я вижу образ директора школы, которая не замедлила действовать через нового учителя.
Хорошая политика - уберем всех, кто мешает, не будем тратить время на их исправление.
Конечно, тут могут возразить родители «нормальных» детей - кто учится с интересом, кого отвлекают выходки неусидчивых учеников. Что тут можно сказать - вам повезло, что ваши дети дисциплинированы. У них созрели все нужные участки мозга, и дети не доставляют вам проблем. Вам повезло, что вы не столкнулись с подобным опытом. Но однако я считаю, что коррекционную школу необходимо рекомендовать только в случаях асоциального поведения, когда ребенок угрожает ученикам, матерится, оскорбляет - отличается негативными выходками. В моем же случае это просто «детство в попе». Не хочет он пока ни учиться, ни напрягаться, хочет играть в игрушки и смотреть мультики.
И тут может возникнуть резонный вопрос: а зачем было отдавать в школу так рано, если ребенок еще совсем не настроен учиться? А я расскажу.
Я сразу хотела отдать его в 6 лет, чтобы получить этот промежуточный год после выпуска - для поступления в вуз (успеть до армии получить образование). Но когда в 6 лет я наблюдала его настроение, то решила, что определюсь после собеседования с школьным психологом, которое необходимо было пройти при записи в школу.
Я надеялась на ответ, подсказку специалиста. А специалист мне сказал: «А с чего вы взяли, что через од он будет более готов, чем сейчас?». Вот и все. А потом, когда я напомнила об этом ответе на педагогическом совещании, директор упрекнула психолога за него. Почему она, немолодая уже барышня, имеющая наверняка богатый опыт в своей сфере, не определила на этом этапе, что ребенок не готов, ему будет очень сложно? А когда уже прошла первая четверть первого класса, извините, не в садик же обратно возвращаться...
И вот новый учитель взялась за дело. Взялась хорошо, выдумывала много, с интересом и азартом. Потихоньку дела как будто налаживались. И сама учитель отмечала рост. Ребенок по-прежнему саботировал многое - никак не хотел отступать 4 клеточки после предыдущей работы, аккуратно писать в тетради, спокойно сидеть на уроках, но прогресс, по словам учителя, был.
И вот мы в третьем классе, а вчера произошло новое ЧП. Дети разбесились на английском и ИЗО, и учителя этих предметов не могли с ними совладать.. Классный учитель записала для родительского чата гневное голосовое, где назвала особенно двух зачинщиков - один из которых мой сынок. Отлично.
Я, говорит, не обязана их воспитывать, это ваша обязанность. Учителя молодые не смогли вести урок - так распоясались третьеклассники!
И снова на мне груз вины и ощущение огромного давления со стороны школы. И у меня вопрос, ну сколько можно? Ну уже свесили на родителей домашние задания, уже после работы сидишь с ним часа два (пока побороть сопротивление, пока сконцентрировать внимание...). А еще домашние дела, а еще свои какие-то проекты, а уход за телом, а приготовить еду на семью, а просто тоже неплохо бы когда и прилечь кинцо глянуть...
Я не знаю, как мне относиться к таким заявлениям из серии «я не обязана воспитывать» и «молодые учителя». По-моему, классный руководитель все-таки занимается воспитанием в том числе. Безусловно, не полностью на учителе эта функция, и я занимаюсь этим самым воспитанием - язык отваливается озвучивать правильные вещи, сын лишается периодически всевозможных плюшек, но что делать, если ему не интересно?
Молодой учитель, как ты будешь набираться опыта? Вот тебе класс с шебутными детьми, подумай, как это решить? А то на педсоветах и мероприятиях мы слышим от директора: «Давайте учить наших детей справляться с трудностями». Как вы будете их учить этому, если сами сдаетесь при первых трудностях?
Что я, как мать, еще могу сделать, чтобы обеспечить учителям КОМФОРТ в их работе с детьми? Приходить дежурить на урок? Какие еще функции взять на себя, чтобы учителю было легче и удобнее делать его работу?
Я не знаю, как это все воспринимать. Этот пост - возможность просто высказаться. Я устала от того давления, которое я постоянно ощущаю из-за обучения моего сына. Я устала чувствовать себя виноватой в педагогической беспомощности. Я понимаю, что главное для взрослых в ребенке - его удобство. Когда ребенок не отсвечивает и не доставляет хлопот. Я понимаю, что у моего сына сложности с дисциплиной. Его «я хочу» на данном этапе (ему 9 лет) превосходит все рациональные «надо». Волевая сфера до сих пор не доформирована, судя по всему, ему для этого надо больше времени. Но это не уникальный случай, таких детей много. И я не знаю, насколько правильно их вообще «ломать». У нас и так очень удобное общество, когда никто ничего не скажет. И в детях это удобство хотят видеть, начиная с садика.
Я не знаю, как достойно с этим справляться. Я чувствую себя загнанным зверем, который очень любит сына, восхищается его выдумками, творчеством, его стремлением делать то, что нужно ему и добиваться этого всеми способами, и необходимостью его строго отчитывать за каждый «косяк» и двойку за поведение.
Он не хочет видеть в дневнике замечания красной пастой и двойки - он их замазывает штрихом. «Возмутительно!» - кричит учитель, я ей киваю, ругаю сына, а сама восхищаюсь им в душе - этот человек делает то, что ему нужно, несмотря на запреты и страхи получить за это. Я искренне надеюсь, что мой парень не сломается за годы обучения в школе, что его не превратят в удобного гражданина с языком в одном месте.
Это не значит, что я отрицаю дисциплину и правила - ни в коем случае. Я говорю ему, что правила надо соблюдать - это не показатель твоей несвободы. Как раз выбирай, какой вопрос стоит того, чтобы тратить энергию на сопротивление. Школа - неизбежность для каждого ребенка, не сопротивляйся школе и правилам учителя - вовлекись в процесс. Если это неизбежно, и от этого не деться никуда, посмотри, что полезного из этого можно извлечь. Ты оценишь вклад учителей позже, редко кто может сделать это в юном возрасте. Свою энергию оставь на осуществление мечты, на творчество, на борьбу за справедливость, в конце концов.
Но он не слышит меня, ему сейчас это не интересно.
А, может, педагогические лекала устарели? Может, учителям стоит быстрее реагировать на особенности современных детей и заинтересовывать их процессом?
Я не знаю.
Я просто подавлена. Я устала от этого груза. Чувство вины перед школой. Чувство вины перед работодателем за то, что мысли не в проекте, а с сыном - не выкинет ли он еще чего? Чувство вины перед мужем - мой тяжелый взгляд и кислые щи, перед дочкой - вообще-то сын не один в семье, а у нее с дисциплиной все хорошо. Давит школа, давит общество, давят ограничения - без куаркода не пройдешь, без прививки умрешь.
Ну вот как тут жить и видеть в этом удовольствие, когда вокруг столько давления? Школы, перестаньте кошмарить родителей...