Влияют ли условия жизни в детстве на способность к чему-то стремиться во взрослой жизни?
Вот я всё своё детство чувствовала себя обделённой. Сначала, в середине 1980-х, из-за дефицита, имеющего место в СССР. Очень хотелось много и часто рисовать, но трудно было выпросить у мамы тетрадь и карандаши «Кедр». Некоторые запасы присутствовали, но, когда мне было пять, мама уже потихоньку собирала нас с братом (на год старше) в школу, у нее не было уверенности, что она сможет купить в достаточном количестве канцтовары. Про фломастеры я только могла мечтать. У подруг родители каким-то образом доставали их по блату, у одной вообще мама съездила в командировку в Чехословакию и привезла оттуда прекрасные ручки, внутри которых туда-сюда ездила машинка, жвачку, что-то еще интересное...
Мне первые фломастеры подарила соседская девочка на день рождения. Они были б/у, заправлены одеколоном и писали уже не таким насыщенным цветом, как новые, но я и тому была рада.
Бумага экономилась. Не дай бог выбросить лист с одной белой стороной.
Позднее очень не хватало вещей. У подруг лосины, джинсовые юбочки, я только мечтаю о чем-то подобном. И мечтаю, что когда буду работать, буду все себе покупать, что хочу. Поэтому учусь хорошо, поступаю на бюджет, и работать иду с 4 курса.
Брат тоже остро переживал недостаток бюджета - до шмоток ему было все равно, а вот нехватку развлекушек, мотоцикла он прям да, остро. В 19 уехал из дома, сейчас ездит на Land Cruiser, пару раз в год вывозит семью на море, растит сына, у которого есть все (не то что у него когда-то).
Не знаю, как там с инициативой у моего племянника, но мои дети в этом плане меня в настоящий момент совсем не радуют. Я считаю, это потому, что у них все есть. Им даже нечего хотеть. Им не интересно гулять, иногда чуть ли не пинками выгоняю. Самое лучшее для обоих - посидеть в телефон/планшет повтыкать. И вот тревожно мне - что вырастет из поколения, у которого есть все? В магазинах - полное изобилие. Бумаги для рисования, фломастеров - на любой вкус. Рисовать с обратной стороны - да о чем вы говорите?
Будут ли они способны к чему-то стремиться в будущем?
Почему после войны страна достаточно бодро восстановилась, заводов настроила, жилья и проч.? Думаю, из-за тех лишений, что многие пережили в войну. Голод, у кого-то совсем не было детства - в 11-12 лет на завод за станок патроны штамповать. Моей дочери 11, поставь ее за станок? Тут пельмени лепить посадили - хватило штучек на 15, а потом нытье «устала». Устала лепить пельмени!
Сыну - лишь бы поиграть. Ему 6, он не умеет читать. И при любом упоминании, что надо научиться - сразу истерики, не хочет ни в какую. А ведь не глупый, считает, больше-меньше понимает, складывает-вычитает, заставишь выводить в прописи буквы, крючки всякие - нормально. Не старается особо, но нормально. Но весь день торг у нас идет: компьютер, планшет, мультики. Самые любимые дела.
И что-то я переживаю за их будущее. Что попросишь, делают как попало. Заставляешь переделывать - обиды. Объясняешь: никого не устраивают люди, делающие дела спустя рукава - ни как партнеры, ни как коллеги, ни как работники. Но разве это аргумент для детворы?