http://gayaz-samigulov.livejournal.com/30232.html http://tpdoc.ru/history/books/14939/157300/Первая треть XIX в. была периодом высокого расцвета архитектуры русского классицизма. Культурному подъему способствовало распространение патриотических идей в русском обществе, особенно усилившееся после победоносного окончания Отечественной войны 1812 г. Общий расцвет культуры не мог не сказаться и в области архитектуры и градостроительства. В творчестве русских архитекторов получили яркое выражение патриотические идеи, обусловившие приподнятый, торжественный облик большинства зданий и широкий размах в размах в проектировании и строительстве городских ансамблей.
Русское градостроительство после 1812 г. имело весьма благоприятные условия для своего развития. В связи с учреждением министерств и дальнейшим расширением государственного аппарата возникла потребность в строительстве административных зданий. Рост и увеличение значения русской армии вызвали обширное строительство казарменных комплексов в столицах и провинции, развитие торговли обусловило строительство многочисленных зданий гостиных дворов и складов. Значительного объема достигло частное жилое строительство, которое велось как представителями растущих классов буржуазии и купечества, так и дворянством.В результате экономического подъема в 20-х - 30-х годах XIX в. появилась возможность больших капиталовложений в строительство, как со стороны государства, так и со стороны частных застройщиков, особенно из числа купечества и буржуазии. В свою очередь, высокий уровень художественной и технической культуры в области архитектуры и градостроительства и наличие талантливой плеяды русских архитекторов, вдохновленных идеями патриотизма, обусловили большой размах и высокое качество вновь строящихся ансамблей и сооружений.
Особое значение имело типовое проектирование для формирования архитектурного облика массовой жилой застройки. Единство стилевой характеристики жилых домов и общественных зданий в сочетании с их продуманным взаимным расположением позволяло создать ансамбли, охватывавшие территорию целых городов. Архитектурно-планировочная система многих русских городов строилась на уже известном принципе соподчинения массовой “фоновой” типовой застройки с уникальными опорными зданиями.
Индивидуальные проекты создавались лишь для таких значительных сооружений, как соборы, как гостиные дворы, крупнейшие административные здания и жилые здания дворцового типа. Для массовой жилой застройки и наиболее распространенных видов административных, хозяйственных и других зданий с начала XIX в. создавалось большое число типовых проектов, которые использовались в следующих областях:
1. Жилое строительство. Оно в подавляющем большинстве случаев велось частными лицами за свой счет.
2. Строительство так называемых “казенных” зданий присутственных мест, складов, тюрем, губернаторских домов, карантинов и т.п., производившееся в основном губернскими и уездными властями и сословными организациями типа дворянских обществ за счет местного бюджета. Небольшая часть казенных зданий в провинции строилась и центральными государственными органами.
3. Строительство городских ансамблей казарм и провиантских магазинов, которое велось только за счет государственного бюджета. Архитектурно-планировочная система этих ансамблей основывалась на применении принципа повторности.
4. Строительство мостов, набережных, элементов городского благоустройства, дорог и придорожных зданий и сооружений, производившееся почти исключительно государством.
Новая “серия” типовых проектов жилых домов и других частных построек была издана в 1809-1812 гг. Пять гравированных альбомов, объединенных под общим названием “Собрание фасадов, Его императорским Величеством высочайше апробированных для частных строений в городах Российской империи”, представляют собой документ, с исчерпывающей полнотой отражающий методику применения типизации в жилом строительстве в начале XIX в. В связи с большим объемом проектного материала, содержащегося в “Собрании фасадов”, его издание растянулось на несколько лет. В 1809 г. были изданы первый и второй альбомы, содержавшие 100 проектов. В 1812 г. издание было завершено выпуском третьего и четвертого альбомов со 124 проектами. В пятом альбоме, изданном в 1811 г., были собраны проекты заборов и ворот. Таким образом, все пять альбомов содержали около 200 жилых, хозяйственных, промышленных, торговых и других зданий и свыше 70 проектов заборов и ворот (рис. 37, 38, 39, 40 содержат все фасады первого, второго, третьего и четвертого альбомов). В каждом из альбомов проекты расположены без определенного порядка и в разных масштабах. На рисунках все чертежи приведены к одному масштабу и расположены в той же последовательности, что и в альбомах. “Собрание фасадов” было призвано удовлетворить самые разнообразные потребности заказчиков в зависимости от их материальных возможностей и положения в обществе. Жестко проводился только один принцип: сохранить неизменное стилевое единство всех зданий, включенных в состав альбомов.
Из рисунков отчетливо виден состав и характер проектов, содержащихся в каждом из альбомов. В 1809 г. были изданы проекты только жилых домов, начиная от простейших домиков в три окна по фасаду и кончая трехэтажными зданиями большого объема с развитым архитектурно-пространственным решением. Подавляющее большинство домов - двухэтажные либо одноэтажные с выделенным центром. Среди одноэтажных зданий значительное место занимали небольшие дома загородного типа с архитектурной обработкой, типичной для русского классицизма начала века. Развитое архитектурное решение с портиками, лоджиями, сложными карнизами и наличниками имело и большинство полутора-, двух- и трехэтажных домов.
Состав проектов в третьем и четвертом альбомах, изданных в 1812 г., существенно отличается от проектов в альбомах 1809 г. Приведенные в них фасады восполняют недостаток в простейших одноэтажных жилых домах и нежилых постройках, имевший место в первом и втором альбомах. Однако ведущее место в третьем и четвертом альбомах принадлежит домам с лавками в первом этаже, службам, сараям и мастерским.
Пятый альбом, включавший проекты заборов и ворот, занимал в “Собрании фасадов” подчиненное место. Содержавшиеся в нем проекты должны были играть роль архитектурных “вставок” между домами, обеспечивающих архитектурное единство фронта застройки улиц. В дополнение к “Собранию фасадов” в 1812 г. были утверждены также 26 образцовых гравированных чертежей кварталов, которым надлежало руководствоваться при проектировании кварталов и разделении их на участки63.
Среди сохранившихся альбомов встречаются отдельные экземпляры с раскрашенными фасадами. Они дают представление о рекомендуемых колерах и о системе покраске зданий. Цоколи окрашивались в серый (дикий) цвет, поле стены в светло-желтый, светло-зеленый, светло-серый или светло-синий цвета.Преобладающим цветом стен был желтый различных оттенков. Крыши делались зелеными или красными. Такая окраска соответствовала изданному в 1817 г. указу, запрещавшему применение ярких красок и рекомендовавшему красить здания в бледные тона, образцы которых рассылались на специальных “дощечках”64.
Проекты в “Собрании фасадов” не сопровождались планами, за исключением нескольких планов передней стены в первом, втором и четвертом альбомах. Отсутствие планов, характерное и для типовых проектов XVIII в., объяснялось рекомендательным характером “Собрания фасадов”. Графика в издании была безупречной. Ее качество значительно превышало уровень графического оформления других современных Собранию изданий. Столь же высоким было и качество архитектуры отдельных зданий. Но “Собрание фасадов” не было отвлеченным сборником красивых гравюр, показывающих высокое мастерство русских зодчих в области архитектурной композиции. Подавляющее большинство проектов, содержащихся в нем, было реально по своему объему и архитектурному решению. “Собрание фасадов” было документом, обобщавшим и развивавшим прежние достижения в области архитектуры массовых типовых зданий.
К моменту издания “Собрание фасадов” прогрессивные художественные взгляды представителей русского классицизма уже завоевали себе признание среди самых различных кругов русской общественности. Появление Собрания, полностью соответствовавшего этим взглядам, было поэтому весьма своевременным. Высокое качество архитектуры проектов и их безупречное графическое исполнение позволяли использовать “Собрание фасадов” как увраж, пользуясь которым можно было проектировать подавляющее большинство жилых и хозяйственных зданий. Значение “Собрания фасадов” как увража увеличивалось благодаря большому тиражу издания и отсутствию других аналогичных изданий, равных по качеству и полноте содержащегося в них материала. Наконец, иллюстративный, рекомендательный характер проектов из “Собрания фасадов” соответствовал уровню развития строительной техники своего времени. При кустарных методах возведения зданий, господствовавших в первой половине XIX в., не существовало разницы между процессами строительства по типовым и индивидуальным проектам, а точное воспроизведение в натуре типовых фасадов не давало никакого экономического преимущества. Заказчик мог изменять в натуре размеры, пропорции и рисунок деталей типовых фасадов. Такой подход облегчал реализацию типовых проектов в практическом строительстве.
Все эти факторы в значительной степени способствовали успеху государственной пропаганды типовых проектов частных жилых домов. Проекты из “Собрания фасадов”, повторенные в натуре в различных вариантах огромное число раз, создали основу “ампирного” облика Москвы и ряда провинциальных городов. В то же время здания уже построенные по проектам из “Собрания фасадов”, сами являлись своего рода образцами для других построек. Размноженные в сотнях экземпляров типовые проекты “частных строений” 1809-1812 гг. активно участвовали в формировании русского классицизма первой половины XIX в. Особенно велико было их значение в провинции. Если в Петербурге, Москве и отдельных губернских центрах распространению классицизма способствовало строительство уникальных зданий и ансамблей по проектам крупнейших мастеров, то в небольших провинциальных городах гравированные типовые проекты были почти единственным практическим руководством, единственным источником, откуда местные архитекторы могли черпать материал для повседневной работы.