Жизнь причта

Oct 01, 2015 17:16

https://story.dirty.ru/perov-selskii-krestnyi-khod-na-paskhu-chto-na-samom-dele-izobrazheno-na-kartine-847110/?_utl_t=fb

https://www.facebook.com/pellenen/posts/954582304581003?comment_id=954760627896504&reply_comment_id=954773121228588&offset=0&total_comments=7¬if_t=feed_comment
Г.Х.С.:
Автор немного не прав - прихожане традиционно содержали церковный причт. Это называлось "руга". Ружных церквей в XVIII - начале XIX века было большинство. Подавляющее. В середине XIX века пошел процесс перевода причта на государственное или ведомственное жалованье. Правда, шел он не быстро... По крайней мере, в наших краях дело обстояло таким образом.
Фрагмент из документа по поводу первой челябинской церкви. Это грамота митрополита Тобольского и Сибирского архимандриту Далматова монастыря: " Послать к тебе архимандриту Порфирию нашу Архиерейскую благословенную грамоту с таким повелением дабы ты архимандрит в вышеписанную Челябинскую крепость ехал и прибыв во оную крепость взял писменное обязателство у тамошних обывателей, что как оная церковь по построении надлежащым украшением и церковными потребы таки и священники с причетники пропитанием впредь будут от них довольствованы без всякие нужды и какою имянно ругою денежною-ли или хлебною им священно и церковно служителям давать желают показать в том обязателстве имянно И по взятии того обязателства по желанию оных обывателей по сей нашей архиерейской благословенной грамоте оную церковь во имя Святителя Христова Николая обложыть..."
а правда, что челябинский священник должен был выполнять нечто вроде полицейской функции и докладывать куда следует, ежели чего?
Почему только челябинский? Это была общая обязанность священнослужителей, они каждый триместр составляли отчет, в котором сообщали о "развратниках и раскольниках", под развратниками понимались не только (и даже не столько) аморальные типы, но и те, кто был недоволен существующим положением, подговаривал соседей к действиям, которые властями ( в том числе духовными), считались неправильными. Ну и вообще должны были держать руководство в курсе.
А если вспомнить, что та самая община, на представителей которой они должны были писать эти "отчеты" их же и кормила... В конце XVIII века довольно массовый характер приняли попытки священников вывести своих детей из духовного сословия. Под разными предлогами. Фактически, священник был частью общины и кормился ее стараниями. Нормальный священник был реальным духовным пастырем. А от него требуют, чтобы он регулярно писал доносы... Духовенство - одна из движущих сил пугачевского бунта. Сибирский губернатор Чичерин писал в 1774 году, что во всем виноваты "пьяные попы"...
О церковной десятине: http://www.vrns.ru/analytics/1167/#.Vg1v6PntlBc

налоги, быт, церковь

Previous post Next post
Up