Выставка "Северные ворота в Страну городов"

Feb 11, 2015 03:06

Краеведческий музей, февраль 2015

По экскурсии на раскопки: Елена Куприянова, июль-август.

Комплекс погребальных сооружений Степное 25 исследовался В. С. Стоколосом (в 1950-е годы) и экспедицией Челябинского государственного университета под руководством Е. В. Куприяновой (в 2007 и 2013 годах, курган 4). Исследования показали, что могильник представляет собой многокомпонентный разнокультурный памятник, создававшийся в эпоху бронзы различными племенами. В. С. Стоколосом установлено наличие абашевских и срубных материалов; курган 4 уверенно датируется ранним этапом срубной культуры (1880 -1740 (1920 -1690) года до нашей эры), то есть он синхронен синташтинским и петровским памятникам микрорайона. Прослеживающиеся в формах керамики ранние черты позволяют синхронизировать его со временем существования укрепленного поселения Степное - самого северного из поселений «Страны городов». Каменная оградка М9 1 относится к эпохе финальной бронзы. Вероятно, район Степного являлся своеобразной «контактной зоной», в которой происходило взаимодействие между различными племенами степи и лесостепи на протяжении бронзового века.
Очень интересным представляется одновременное сосуществование и взаимодействие в районе Степного и на других территориях Южного 3ауралья в эпоху бронзы племен с различным уровнем культуры, экономики. Население срубной культуры обладало более примитивным типом хозяйства, обрядности, чем синхронные ему племена синташтинской, петровской и алакульской культур.
Предметы, обнаруживаемые при раскопках, более грубы, погребальный обряд - прост и беден. Тем не менее, срубное население сосуществовало и активно контактировало с соседними племенами, перенимая их опыт и стиль культуры и, возможно, обмениваясь товарами, имея брачные связи. Погребальная обрядность и инвентарь срубной культуры демонстрируют большую вариативносгь, часто вбирая в себя и отражая традиции, а также черты ооседсгвующих и взаимодействующих со срубной культурных общностей. При этом в памятниках отсутствуют следы военных конфликтов и столкновений. Все это говорит о высокой восприимчивости и толерантности племен эпохи бронзы, сохранявших, тем не менее, на протяжении нескольких столетий свою самобытность.

Археология и история окрестностей села Степного

Систематические археологические исследования в окрестностях села стали проводиться учеными начиная с 1950-х гг, в 50-60-е гг в этом районе раскопки проводили К,В.Сальников, В.С.Столколос. В 1097-80 здесь работали ученые ЧелГУ и ЧГПИ Н.Б.Виноградов, Г.Б.Зданович, Т.С.Малютина, А.Д.Таиров, В.П.Костюков, В.С.Мосин и др. В 1980-90 гг в археологической лаборатории ЧелГУ для разведочных работ стал применяться метод дешифрования аэрофотоснимков. В 1986 с помощью этого метода были открыты укрепленные поселения Степное и расположенный рядом могильник Степное-1. С 2000 здесь под руководством Е.В.Куприяновой и Д.Г.Здановича начала работу стационарная экспедиция ЧелГУ и заповедника «Аркаим» по изучению памятников эпохи бронзы. В 2000-2014 г раскопки проводились на могильниках Степное-7, 1, 25, укрепленном поселении Степное, поселении Стрелецкое-1. Полученные коллекции предметов - в музее Аркаима и ЧелГУ. В 2007 археологическая экспедиция приобрела международный характер: Питтсбург, США, Шеффилд, Великобритания, Япония, КНР.
Территория в районе Степного была густо заселена во все исторические эпохи. В целом здесь обнаружено 62 памятника, из которых 6 относятся к эпохи камня, 5 - к неолиту, 27 датируется эпохой бронзы, 9 - ранним железным веком и средневековьем, 2 - периодом казачьего освоения Урала 18-19 вв. Кроме того, разведка выявила богатый этнографический материал, связанный с заселением ЮУ группами казачьего населения. Каменный век и энеолит представлены в долине реки Уй очень редкими находками. Уникальными стоит считать ряд каменных артефактов эпохи палеолита в нижних уровнях многослойного поселения Стрелецкое-1. Эти предметы на данный момент - сааме древние в районе. Основная масса памятников каменного века концентрируется на отрезке реки между поселками Степное и Черноречье и относится к эпохе - мезолита-неолита. Особенно широко представлены памятники эпохи бронзы.
Особенно многообразно представлены памятники эпохи бронзы: эпоха средней бронзы - укрепленными поселениями, могильниками, единичными находками керамики, относящимися к синташтинской археологической культуре; эпоха поздней бронзы (петровская и алакульская культуры) - серией неукрепленных поселений и могильниками; эпоха финальной бронзы (саргаринско-алексеевская культура) - поселениями, могильниками и культовыми местами, к которым можно отнести менгиры и каменные оградки. Эпоха бронзы была расцветом освоения данного региона.
Эпоха раннего средневековья представлена в основном одиночными курганами и могильниками.

Металлургия - основа экономики и передовые технологии эпохи бронзы

Раскопки поселений и могильников у села Степного дали обширный материал для изучения металлургии и металлообработки, их отражения в религии эпохи бронзы.
Ко времени расцвета культуры Страны городов, то есть к первой четверти второго тысячелетия до н.э., ЮУ дает мощный толчок в развитии горного дела и металлургии, что приводит к формированию новой металлургической провинции. Которая получила название Евразийской.
По данным спектрометрического анализа металлических изделий, местным население производилась перимущественно мышьяковистая медь, мышьяковистая бронза с содержанием мышьяка от 0,2 до 2,2%. Чистая медь, серебристая медь и оловянистая бронза с содержанием олова 1-7% использовались в меньшей степени. Металл плавили повсеместно. Остатки печей и металлургического производства имеются почти во всех раскопанных жилищах укрепленных поселений аркаимского типа. При раскопках укрепленного поселения Степное было обнаружено большое количество металлургических шлаков, фрагментов литейных форм.
Летом процесс осуществлялся на воздухе. Плавка велась в округлых купольных печах небольших размеров, воздух подавался из колодца и одновременно из однокамерных воздуходувных мехов через трубочки-сопла. Топливом служил древесный уголь, мелкораздробленная руда (0,5-1 кг) смешивалась с флюсом из кальцита и органических остатков. Температура плавки - 1300-1400 градусов. Слиток выплавленного металла весил от 50 до 130 кг. Готовый металл подвергали переплавке в каменных тиглях, а затем разливали в литейные формы. Изделия проходили процедуру закалки, проковки, заточки. Орудия для ковки - каменные молотки и наковальни - широко представлены в коллекциях. В аркаимских некрополях встречаются погребения с металлургическим инвентарем: каменными наковальнями, молотами и сосудами, наполненными медной рудой.

Религия, ритуалы, искусство эпохи бронзы

Раскопки памятников у села Степное позволили получить большую коллекцию предметов быта, вооружения и культа, дающих представление о религиозных, эстетических представлениях эпохи бронзы. Материалы раскопок позволили реконструировать обряды и ритуалы, женский костюм, символику орнаментов.
Изучение поселений и погребального обряда Страны городов свидетельствует о существовании у ее населения сложной системы культов и верований. Очевидна религиозной системой было многобожие, имевшее в иерархии пантеона нескольких главных божеств. Погребальная обрядность содержит отголоски общеиндоевропейских мифологических представлений о женском божестве, богах-близнецах (погребение в позе объятий, близнечная символика в жертвоприношениях). С фигурой мужского божества, возможно, связан культ солнца, который отражается не только во внимании строителей поселений и могильников к событиям солярного цикла, но и свастических знаках, которые во множестве присутствуют на керамике и украшениях страны городов. Существовало также почитание духов покровителей различных стихий. Фиксируется по наличию жертвенников в колодцах, следов огня в погребальном обряде и пр. и отдельных мест, рек, гор, урочищ. Древние жители степи обожествляли различные силы природы. Украшения-обереги содержат растительную символику. Оберегами являлись и клыки диких животных. Таким образов человек искал защиты у духов природы.
Каждая вещь, необходимая в погребениях, обладала для древних людей утилитарным и сакральных смыслом. Вещь в обряде - это знак, символ, посредством которого человек общался с высшими силами. Творя вещи, человек уподоблялся богу - создателю. Поэтому даже обычные бытовые предметы создавались с любовью, обладали совершенством линий. Эстетическими идеалами служили объекты окружающего мира. В искусстве эпохи бронзы обнаруживается отражение красоты природы. Практически все предметы материальной культуры имели в своей основе природные образы.

Могильник Степное 1

В 1950 г К.В.Сальниковым в 4 км к западу от села Степного, выше по течению реки Уй. Был обнаружен крупный курганный могильник Степное 1. Позднее, в 1987, И.М.Батаниной с помощью метода дешифрования аэрофотоснимков было открыто укрепленное поселение Степное, которому и сопутствовал могильник. На данный момент в могильнике выявлено 65 земляных курганов диаметром 11-26 метров. Сегодня это один из самых известных могильников эпохи бронзы в южном Зауралье. Раскопки проведены на восьми курганах, содержавших материалы синташтинской, петровской и алакульской культур.
Материалы могильника дали богатую информацию о погребальном культе, религии. Культуре населения аркаимского времени. В обрядности отражается сложная социальная система аркаимского социума - наличие родовой элиты, трехчастной структуры индоевропейского общества, выделенной Дюмизилем: воинов, жрецов и производителей. Ярко выражен воинско-колеснический комплекс - остатки колесниц, конской упряжи, жертвоприношения лошадей, погребение с оружием (луками, колчанами, топорами, кинжалами). К жреческой страте относятся предметы культового назначения: костяные лопаточки, наборы гадальных костей, следы обрядов, связанных с плодородием, почитанием различных божеств. Производственная сфера представлена металлургией. Уникальным для Южного Зауралья является погребение металлурга из кургана 2 с остатками шлака, инструментами. Металлургические шлаки, сплески, каменные орудия обнаружены и в других курганах.
Богатейшая коллекция предметов из могильника включает оружие, орудия труда, керамику, женские украшения из камня, бронзы, золота, амулеты из клыков диких животных. В кадлом из крупных коллективных погребений-скоепов обнаружены следы обильных жертвоприношений домашних животных - лошадей, коров, МРС, собак. Зафиксировано многократное использование некоторых крупных погребений: через несколько лет после захоронения погребение вскрывалось и подвергалось ритуальному ограблению, а затем вновь использовалось для захоронений.

Могильник Степное 7

Могильник был открыт в 1999 г при разработке песчаного карьера. После этого, в 2000-2005 гг, отрядом под руководством Д.Г.Здановича и Е.В.куприяновой велись спасательные раскопки памятника. Было исследовано 7 погребальных комплексов, содержащих более 90 могильных и жертвенных ям. Могильник фунгционировал в рамках петровской и алакульской культурных традиций.
Все погребальные комплексы, включая детское кладбище, представлены центрально-ориентированными структурами с 1-3 ямами в центре, дугами периферийных захоронений, иногда кольцевыми рвами либо каменными конструкциями. Их можно разделить на два типа.
Погребальный обряд могильника хоть и достаточно ярок, но в целом находится в рамках традиции эпохи бронзы Южного Зауралья. Большинство крупных и средних погребений ограблены целиком или частично. В нескольких случаях есть свидетельства того, что камеры использовались для многократных захоронений и функционировали как склепы.
Крупные коллективные погребения занимают центральные позиции в комплексах. Основное положение умерших - скрюченно, на левом боку, головой в западном направлении. Отдельную категорию составляют захоронения в позе объятий. Эти погребения принадлежат детям и подросткам, имеют яркий инвентарь, занимают центральное положение в комплексе. Их семантика достаточно сложна и связана с понятиями симметрии\асимметрии, парности и мифологическими отражениями символов плодородия, брака с божеством, близнечного мифа.
Еще одна семантическая тема могильника - использование в обряде колесничной символики: остатков колес, конской упряжи, жертвоприношений целых туш лошадей.
Даже ограбленные погребения демонстрируют разнообразие ритуалов и символических манипуляций, совершаемых с предметами и погребенными: набросы и выкладки из астрагалов, помещение предметов в сосуды, замещение тела различными предметами, вторияные погребения костей.
В ходе пятилетних раскопок могильника была собрана большая коллекция археологических предметов: топоры, ножи, тесла, иглы, шилья, крючки, наконечники стрекала, роговые псалии и их модели, женские украшения. На основе находок из Степного-7 реконструированы сложные гарнитуры украшений - накосник, челюстно-лицевые подвески, восстановлен общий облик женского погребального костюма.

археология, выставка, Степное, Аркаим, экскурсия

Previous post Next post
Up