Так назывался ритуальный напиток,
восхваляемый как могущественное божество, а также растение, из сока которого его получали Не всегда можно четко определить, о чем конкретно идет речь в мифе, так как напиток, божество и растение нередко сливаются воедино.
До сих пор остается загадкой, какое растение имеется в виду под Хаомой. Проблема осложняется тем, что соответствующее растение-напиток-божество известно в индийской мифологии Сома Следовательно, употребление его восходит к эпохе индоиранского или даже индоевропейского единства. Но в таком случае, это должно быть либо растение, достаточно широко распространенное (Северный Кавказ, Средняя Азия, Иран, Индия) , либо несколько разных растений, обладающих наркотическими, галлюциногенными свойствами Из них называют: коноплю, белену, молочай, а также ревень, мухомор Не исключено, что при подготовке напитка сок смешивали с молоком и добавляли в него какое-то зелье, секрет которого знали только посвященные, жрецы. Наконец, возможно, что организм человека в те давние времена был более податлив к воздействию того же алкоголя, вызывая достаточно сильную реакцию даже при небольших его дозах.
Согласно Авесте, а также Ригведе, хаома имеет желто-золотистый цвет и растет преимущественно в горах. Употребление хаомы, как утверждали многие тексты, вызывает прилив сил, обострение разума, укрепляет здоровье, способствует долголетию Эти качества отличали его от других хмельных напитков (пиво, вино) , притупляющих разум, пробуждающих гнев и неистовство Так ли это было в действительности? Возможно Некоторые наркотические препараты возбуждают деятельность нервной системы, что создает иллюзию увеличения умственной и физической силы; галлюцинации словно переносят человека в иномир со своими особенностями пространства и времени Однако наркотическая зависимость сравнительно быстро приводит к разрушению психики, ослаблению рассудка и в конце концов к деградации личности
Не это ли имел в виду Заратуштра, когда по поводу употребления хаомы восклицал: "Когда опрокинут эту мочу - это хмельное питье, которым жрецы наносят вред7" По его словам, при помощи мерзости хмельного питья [хаомы] нечестивые жрецы намеренно морочат, одурманивают людей.
Но вот отрывок из Авестьг "Около утреннего времени Хаома подошел к Заратуштре, снаряжавшему огонь [жертвенный] и певшему гимны. Его спросил Заратуштра: "Кто ты, о муж, которого я увидел как самого прекрасного во всем телесном мире, по твоей наружности блестящей, бессмертной? "
И ответствовал ему Хаома праведный, устраняющий смерть: "Я есмь, Заратуштра, Хаома праведный, устраняющий смерть. Собирай меня, Спитами, выжимай меня в снедь "
Далее следует их диалог, из которого выясняется, что Йима и некоторые другие знаменитые герои, в частности победитель диакона Дахака, богатырь Трайтаона, использовали Хаому, и у них рождались сыновья-герои.
"Тогда молвил Заратуштра1 "Поклонение Хаоме1 добр Хаома, хорошо сотворен Хаома, правильно сотворен Хаома, добр, раз-даватель, целитель, красив, добродетелен, победоносен, злато200 цветен, со свежими ветвями, что [его] вкушал лучший, и для души припас в дорогу [в тот мир] ".
С этих слов начинается прославление Хаомы, дарующего человеку всевозможные духовные и телесные достоинства. Оказывается, Хаома способствует рождению блестящих детей и праведного потомства, предоставляет супругов старым девам, доставляет много наслаждения. Но в то же время призывается Хаома для того, чтобы покарать злодеев, ненавистников, преступников, безбожников, блудниц: "На все, что служит к уничтожению тела праведника, Хаома жЪлтый, направляй оружие".
Как объяснить решительное противоречие в отношении Зара-туштры к Хаоме: резкое отрицание, вплоть до проклятий, и восторженное восхваление: "Я славлю облако и дождь, которые дают расти твоему телу на вершинах гор, я славлю высокие горы, где ты вырос, о Хаома! "
Учтем, что осуждение Хаомы относится к текстам более ранним (времен Заратуштры) , а ее прославление - к более поздним, возможно, даже не принадлежащим ему. Хотя не исключено, что в определенные моменты, приняв хаому, испытывая его наркотическое воздействие, пророк слагал гимны в его честь. А позже, попадая под власть наркотика, переживая телесные и духовные мучения, проклинал его.
Возможно и другое: хаома из напитка ритуального, принимаемого только в определенные праздники, начал превращаться в более или менее постоянно употребляемый наркотик в среде жрецов и вельмож, правителей. Заратуштра обратил на это внимание и осознал тот вред, какой грозит обществу. Его предупреждения могли возыметь действие на некоторое время, а затем вновь наступила пора распространения наркомании. Тогда и стали популярны гимны, прославляющие Хаому.
http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Relig/Baland/index.php ****
Хаома делалась из сока эфедры(хвойника)
****
В казахстанском Кокчетаве делают водку Хаома
****
В Авесте Хаома - триединый образ: наркотический ритуальный напиток; растение, из которого его изготавливали; и божество - персонификация растения и напитка. В «Ясне» 9 Хаома формально выступает только как антропоморфное человекоподобное божество, однако фактически в разных фрагментах подразумеваются разные ипостаси Хаомы.
Культ хаомы и обычай её ритуального употребления восходит к эпохе индоиранской общности; в Ведах Хаоме соответствует Сома - аналогичное триединое божество, причём «среди иранских божеств вряд ли найдётся ещё одно, характеристика которого в иранской и индийской традиции совпадала бы настолько, как это имеет место с авестийской Хаомой и ведической Сомой»(Якобсон) . В обоих традициях ритуальный опьяняющий напиток противопоставляется всем другим хмельным зльям, «притупляющим разум», будящим в человеке «гнев и неистовство». По-видимому, воздействие напитка хаомы-сомы на организм человека было одновременно и тонизирующим, и раскрепощающим сознание - стимулирующим ассоциативно-образное восприятие действительности: в Ведах говорится, что «как наездник погоняет лошадь, так сома возбуждает песню» - т. е. вдохновляет на декламацию гимнов-молитв (канонических, но с элементами импровизации).
Естественно, что Saka Нaomavarga (саки, почитающие Хаому) должны были следовать этой индоиранской традиции.
В осетинском языке это слово сохранилось в названии хмеля- хумаллаг (из haoma aryaka)
****
Они пили напиток хаому, который готовился так: зерна мака, конопли и веточки “эфедры интермедиа” - хвойного кустарника, содержащего алкалоид эфедрин и в наши времена растущего в предгорьях Копетдага, - тщательно перетирались в ступках, затем надолго замачивались, к настою добавлялись кислое молоко и проросший ячмень, все это бродило, потом многократно цедилось до получения жидкости с прозрачностью первоклассного самогона. Доказательства этого - окаменевшие споры мака и волокна хвои, найденные экспертами биофака МГУ в ритуальных ступках, раскопанных в Маргиане.
Про то, что делает с человеком эфедрин - индусы знают с черти каких лет. Сома - напиток богов, - сок растения сомы (хаомы). Этот кустарник нынче известен науке как Эфедра Асклепия. В той же Лайя йоге, к примеру, перед медитацией рекомендуется хлебнуть немного сомы. Зачем? чтобы особо не напрягаясь попадать в астрал.
Как действует на человека винт? Соляная кислота, практически моментально убивает огромное количество красных кровяных телец, что приводит к тому, что резко падает снабжение головного мозга кислородом (Через 3 с чем-то часа после завинчивания, у меня РОЭ (СОЭ) составляло 30 - 35 единиц, при норме 3-5; через ~5 часов, РЭГ (радиоэхограмма) показала, что снабжение головного мозга кислородом ~75% от нормы). Эфедрин обладает мощным бронхорасширяющим действием - это дает редкое, медленное и спокойное дыхание.
****************
Согласно Авесте и «Ригведе», хаома-сома - золотистого или жёлтого цвета, имеет побеги, растёт в горах. Относительно отождествления хаомы с реальным растением выдвигалось множество гипотез: Salvia Persepolitana (растение, встречающееся только в Персии), вереск, белена, конопля, мухомор, ревень, молочай, эфедра и др. «Попытки точно определить, какое же именно растение предки индоиранцев называли сомой, вряд ли могут привести к бесспорной идентификации. На протяжении своей многовековой истории предки авестийских иранцев и индийских ариев расселялись по обширным территориям с различными географическими условиями, климатом, растительностью. Следуя своим культовым традициям, они изготовляли ритуальные напитки, находя пригодные для этого растения; в разных географических зонах ими являлись, очевидно, различные „плоды земли”, дававшие необходимый культовый эффект. Ещё в ранних индийских сочинениях зафиксировано положение, по которому разрешалось заменять традиционный вид „сомы” некоторыми другими растениями - травами, злаками, кустарниками. Но все они должны были обладать сходными свойствами, оказывать эйфорическое воздействие. Уже ранний комментатор „Ригведы” Саяна писал, что если невозможно добыть точно ту сому, о которой говорит священное писание, то следует взять „путику” - определённый вид вьющегося растения; если нет и её, то тёмную траву „арджунани”. Ритуальные тексты разрешают в качестве „заменителей” сомы применять зёрна ячменя, некоторые сорта пахучих трав и т. д. Современные зороастрийцы - парсы используют для приготовления ритуального напитка эфедру - хвойный кустарник, растущий на севере Индии, в Иране и в Афганистане.
В настоящее время культ хаомы изготовляемого из эфедры , существует у персов и гебров