Закарпатье - край садов и виноградников. Да и общий контур географической карты области несколько напоминает виноградную гроздь. Во дворе, где я жил, работая в Ужгороде, до глубокой осени царствовали розы и виноград. Тридцатилетняя виноградная лоза густым зеленым шатром стелилась над двором, образуя широкий зеленый коридор от калитки до самого дома. Осенью наливающиеся гроздья, тяжелея, висели, над головой, привлекая неутомимых пчел и ос.
И, естественно, однажды мне пришло в голову сделать в виноградном зерне карту Закарпатья.
Скорлупа зерна, будучи отполированной, имеет на срезе красивую темно-коричневую текстуру с радиальными микроскопическими прожилками. Лучшего обрамления для карты и не придумаешь. Так как сердцевина зерна мягка и сочна, решил заменить ее белым стеклом. Разрезать скорлупу пополам из-за большой твердости и хрупкости очень трудно. Поэтому пришлось сошлифовать ее до половины на мелкозернистом наждачном брусочке. Сошлифовка проводилась указательным пальцем, которым зерно прижималось к бруску, делались возвратно-поступательные движения. После этого сердцевина была выбрана резцом, а скорлупа тщательно промыта в спирте. В таком виде она и полировалась на замше, слегка присыпанной меловой пудрой. Полировка производилась такими же движениями, как и при сошлифовке.
Скорлупа виноградного зерна очень тонка, но намного тверже органического стекла и мрамора. Поэтому, вставляя в нее стекло, необходимо хорошо подогнать его по контуру и объемной форме. Выполнялось это следующим образом. На полоску обезжиренного стекла клался кусочек воска. Стекло нагревалось на пламени спиртовки, пока воск, расплавившись не покрывал его тонким слоем. После охлаждения стекла скорлупа прикладывалась к нему отполированной стороной для отпечатки контура. Перед этим на воск надо дохнуть, чтобы образовался тончайший слой сконденсированной влаги, улучшающий качество отпечатка и не позволяющий воску приклеиваться к скорлупе. Скорлупа может сдвинуться в сторону при нажиме или при снятии. Если это произойдет, отпечаток выйдет неточным. Эти нежелательные случайности устранялись при помощи линейки, один конец которой жестко прикреплялся струбциной к столу, а к другому концу приклеивалась скорлупа. Потом по контуру отпечатка стекло обрезалось. При этом оно придерживалось наискось срезанной спичкой.
Стекло обрабатывалось алмазным резцом, который представлял собой пирамиду, применяемую при изготовлении часовых камней.
Стекло, вставляемое в скорлупу виноградного зерна, имеет определенную толщину. Чем она больше, тем лучше: стекло выглядит более белым. Поэтому его надо подгонять не только по контуру, но и по объемной форме. Для этого делается отпечаток внутренней формы скорлупы. И по образцу этой формы обрабатывалось вырезанное по контуру стекло. При этом слой воска должен быть равен толщине стекла, вставляемого в скорлупу. Для выхода воздуха при взятии отпечатка а скорлупе делалось микроскопическое отверстие. Его нетрудно высверлить часовым сверлышком диаметром 0,2 миллиметра. Когда стекло готово, оно вставляется в скорлупу и приклеивается клеем БФ-2.
Как с топографической точностью нанести карту на стеклышко, вставленное в половинку виноградного зерна? Вручную это точнее и легче всего сделать по клеткам. Но как? Для этого в окуляр микроскопа вставляется стеклышко с разграфленной на нем сеткой с минимальным количеством квадратов, необходимых для воспроизведения карты. Зерно закрепляется на столике микроскопа. И соответственно тому, как линии клеток спроектированы на стеклышко, где должна быть нарисована карта, разлинеивается и большая карта-образец. После этого по клеткам остается лишь перерисовать ее на стеклышко, вставленное в зерно. До самого конца работы зерно нельзя сдвигать с места.
На карте Закарпатья, помещенной в половинке виноградного зернышка, нанесены все районные центры, а областной центр - Ужгород - обозначен рисунком здания областных организаций, являющегося архитектурной достопримечательностью города. На фасаде здания нарисовано 105 окон, имеющихся в действительности. Видны колонны и вход. Над картой с левой стороны нарисован гуцул в национальном костюме с трембитой в руках. Гравировка производилась твердосплавным резцом, представляющим по форме пирамиду с углом при вершине 45°.
Из всех выполненных мной работ эта миниатюра - одна из самых простых. Но каждый раз, разглядывая ее, я вспоминаю Закарпатье, этот изъезженный мной вдоль и поперек благословенный край, где мне посчастливилось жить и работать в течение нескольких лет.
Это была последняя глава, где рассказывается об изделиях мастера. В следующий раз я выставлю остаток книги - второй раздел, посвящённый теории и некоторым приёмам работы.
Мне кажется, логично будет завершить выставление автографом Николая Сядристого на торце волоска (буквы сделаны из платины). Это самая маленькая в мире надпись, выполненная руками человека:
Если понравилось - могу замутить ещё чего-нибудь подобное, отсутствующее в инете, но интересное. Если, конечно, наберётся достаточное число желающих... ;)