Тот, кто хоть раз побывал в Закарпатье, навсегда запомнит уютные дворики, с различными сортами роз, которые любовно и с искусством выращивает местное население. Этот благородный цветок украшает жизнь закарпатца с детства и до глубокой старости. Культура роз здесь уходит в глубокую древность. Работая в Закарпатье, я часто думал, как выполнить этот цветок в миниатюре, предельно простой по форме, красивой по цвету и запоминающейся по тонкости исполнения. Из многих вариантов остановился на самом простом: решил сделать розу по размеру такой, чтобы поместить ее внутрь волоска.
В настоящее время эта работа не представляется мне слишком тонкой, какой казалась в замысле. Но несколько лет назад она имела для меня оттенок нереальности - не чувствовалось той уверенности, вместе с которой рождается вера в успех. Между тем выбранный вариант увлекал: в нем просто и наглядно можно было показать тонкость работы, так как уже самое понятие о волосе ассоциируется с чем-то чрезвычайно тонким. Предварительные расчеты показали - цветок должен быть такого размера, чтобы на белом листе бумаги оставался невидимым для глаза, даже вооруженного лупой. При таких размерах нужно было позаботиться о защите изделия от пыли, которая тучами плавает в воздухе, оставаясь невидимой для невооруженного глаза. Эта защитная роль в данном случае и возлагалась на футляр из волосинки, внутрь которого предполагалось упрятать цветок. Уменьшался также риск потери и поломки его... Ведь такая роза, практически не имея веса, будет стремиться, как пылинка, изменить свое месторасположение или уйти в пространство.
При выборе материала для сверла остановился на рояльной стали. Она очень упруга, довольно тверда и вязка. Сердцевина волоска более мягкая, нежели его периферия, и сверло при сверлении как бы само направляется по пути наименьшего сопротивления. Сверлить волосок лучше всего перовидным сверлом, с углом заточки на конце между режущими кромками 75-80°.
Перед сверлением торец волоска надо накернить, чтобы сверло в начале сверления не сползло в сторону. Делалось это тонкой стальной иголочкой. Сверление производилось вручную. При этом очень важно чувствовать пальцами нажим на сверло. При несоблюдении этого правила волосок трескается по длине или же сверло ломается. Сверло может также выйти в сторону через стенку волоска.
Сверление проводилось очень медленным вращением сверла между большим и указательным пальцами. Периодически кончик сверла вытирался. Незаменима для этого искусственная замша. Лишенная петель, она хорошо берет на себя пыль и другие микрочастички.
Когда волосок был просверлен на достаточную длину, его кончик, значительно изношенный при сверлении, обрезался острым резцом. Просверленный таким образом волосок еще не обладает хорошей прозрачностью. Его следует отполировать изнутри. Наружная полировка производится до сверления, когда волосок еще крепок. Полировка проводилась тонкотертой масляной краской «окись хрома». Капля краски наносилась на кусочек натуральной замши, а волосок, зажатый в ней двумя пальцами, протягивался в одну и другую стороны. Потом промывался в бензине. После этого несколько раз протягивался в сухой ватке, но только по направлению роста. Это направление определялось перед полировкой по чешуйкам.
Внутри волосок сначала полировался сверлом, на которое наносилась окись хрома. Потом сквозь просверленный волосок протягивалась тонкая капроновая нить, состоящая из цельных по всей длине капроновых паутинок. Нить слегка протиралась окисью хрома, и волосок полировался передвижением по нити в разные стороны. Чтобы нить все время была натянутой и не располировала концов волосинки, она подвешивалась одним концом к специальной стойке, а на другом конце каждая отдельно паутинка натягивалась приклеенной спичкой. Если же натянуть всю нить в целом, то какая-нибудь паутинка может ослабнуть и, выделившись из пучка, заклинить в волоске нить и разорвать его. Внизу все паутинки перевязывались паутинкой в пучок, чтобы не расходились в стороны. После полировки волосок промывался в бензине и протирался изнутри чистой капроновой нитью, которая также периодически промывалась бензином до полного удаления окиси хрома из высверленного канала.
Как протянуть паутинки сквозь волосинку? С одного конца все паутинки сплавлялись паяльником и вытягивались в одну общую нить. В сплавленном конце делалось тонкое отверстие, через которое протягивалась медная проволочка микроскопической толщины. Ее нетрудно продеть сквозь просверленный по длине волосок. Потом с ее помощью протягивалась нить.
Проделав с волоском все описанные операции, получим прозрачную отполированную трубочку с едва заметными выемками на поверхности.
Сделать цветок такого размера, чтобы он свободно поместился внутри волоска, намного труднее, нежели просверлить волосок вдоль и отполировать канал. И это понятно. Ибо просверленный волосок - это всего лишь своеобразный футляр, в котором должно поместиться меньшее изделие, состоящее из нескольких частей.
Измерив внутренний диаметр просверленного волоска при помощи другой, суживающейся на конце волосинки, принялся за изготовление розы. И что же оказалось? Все самые разнообразные пластмассы, как и при изготовлении «бумаги» для «Кобзаря», оказались непригодными. Даже самые красные или темно-розовые, не просвечивающиеся при толщине 1 миллиметр, при избранных размерах цветка становились почти бесцветными, с едва уловимым красным оттенком. Это обстоятельство суживало пути поиска, логически заставляя сделать цветок из самих красителей. Нужно было лишь выбрать предельно мелкозернистый краситель, который бы в сухом виде был очень тверд и красив. Из всех испытанных материалов лучшими оказались чешуйки красно-розовой и зеленой краски, подаренной мне реставратором. Эти краски, снятые со старинной картины, были тверды, как камень, и в то же время хорошо моделировались в деталях. Мельчайшие кристаллики краски, рассеивая свет, придают цветку правдоподобную свежесть, ту, можно сказать, влажную бархатистость, которая присуща настоящим розам,
Отдельно изготовленные цветок, листья и стебель были собраны в одну веточку, которая довольно-таки свободно разместилась внутри волосинки. Детали склеивались стиракрилом. Готовый цветок осторожно был перемещен в высверленный внутри волоска канал.
[Цветной снимок с сайта автора:
http://microart.kiev.ua/ua/kvitka_volos.html ]
В данной миниатюре наиболее легко просверлить волосок. С этого начинается работа. Но кажущаяся естественность цветка, размещенного в волоске, неизменно удивляя зрителей, почти всегда отсылает их воображение к более простой задаче, трудность которой им сначала, очевидно, легче представить. И зритель, рассматривая эту работу, в первую очередь спрашивает: «Как это вам удалось просверлить волосок?»
Следующая глава:
КАРТА В ВИНОГРАДНОМ ЗЕРНЫШКЕ